Консерватизм и Россия

Выезд императора Александра III

Русский консерватизм — уникальное явление, отличное от соответствующих политических направлений Западной Европы и США. Его официальная версия, сформировавшаяся в XIX веке, ставит во главу угла имперские традиции, православную идеологию, сильную централизованную власть, развитие национальной экономики и противопоставляет русскую политическую мысль западноевропейской.

Русский консерватизм — более широкое и разностороннее учение, чем то идеологическое направление, которое в трёх словах было сформулировано сенатором С. Уваровым. Поэтому нельзя говорить о том, что активное промышленное развитие страны в эпоху Александра III Миротворца противоречит тому, что в политическом смысле это был охранительный и застойный режим.

Вопрос не в том, осуществлялась ли модернизация экономики, а в том, какую роль играло в этом процессе государство и какую при этом ставило цель.

Идеи, против которых я хотел бы возразить, высказаны в программе «Кто мы? Забытые уроки русского консерватизма. Часть 3». Автор — Феликс Разумовский, которого я хорошо знаю и ценю удивил странной подборкой идейных соображений, прямо противоречащих реальности и истине.

Не хочу выглядеть злопыхателем, я — симпатизант и последователь идеи возрождения русской национальной духовности как основы русского традиционализма, но никогда в мире не было консерватизма, который бы означал «иммобилизм».

Говоря об Александре Третьем, авторы фильма называют его необразованным человеком. Если мне не послышалось, то буквально так. Монарх-самодержец не должен быть менее образованным и недалеким, он должен быть, как правильно сказано в фильме, обладателем мудрости сердца.

С моей точки зрения,, Александр Третий был очень даже образованным человеком и весьма дальновидным, плюс к этому можно добавить его уникальное качество для Романовых — огромное чувство милосердия и человеколюбия.

Главный итог 25-летнего правления его отца — Александра Второго, который непременно и непреложно воспринял Александр Третий — попытка обратить внимание на чаяния и страдания образованной многочисленной части русского общества. К нему относились уже не только дворяне, но и мещане — выпускники многочисленных высших учебных заведений, которые «заработали»  в полную силу при Александре Втором.

Напоминаю, что русская консервативная идея корнями уходит в глубокую русскую древность. Консерватизм по определению — это люди, стоящие на платформе защиты государственных устоев, которые они понимали однозначно: сохранение самодержавия, базирующегося на существующей системе сословного общества, окончательно сложившегося при Александре Первом.

Декабрьское восстание 1825 года — самое яркое и масштабное воплощение идей защиты консерватизма. Все попытки представителей династии — лишь части системы самодержавия, поставить под сомнение основную идею русского традиционализма — защиту прав и свобод сословий (к тому моменту сложившихся), привели к долгоиграющей «лонгплей хистори», подготовке к социальному взрыву в стиле чужеродной неприемлемой для русской традиции французской истории.

Я имею ввиду идеи и лозунги французских санкюлотов, искусственно перенесенные на русскую крестьянскую почву, о которой так писали русские консерваторы и народники, например, Михайловский и Степняк-Кравчинский в произведении «Россия под властью царей».

Константин Леонтьев, которого за основу взяли авторы фильма, даже в страшном сне не мог себе представить, что идеи человека, 17 лет прожившего в Оптиной пустыни, могли быть сведены к идее недвижимости, иммобилизма и якобы нежелания правителей России что-либо менять для улучшения положения русского общества, прежде всего широких слоев неимущего населения (крестьянства, пролетариата, которого в то время как класса не существовало).

Это было придумано русскими западниками, бьющимися головой о стену, в безуспешном порыве хоть где-нибудь найти на Западе (хотя и в России этого добра было полно) идею об улучшении социально-экономического положения широких слоев российского населения.

История политических учений в России — это трагический путь общественной науки как таковой. Эту многострадальную дисциплину всегда преподносят в угоду того или иного класса правителей.

Русская консервативная идея — одна из богатейших и фундированных дисциплин в европейском обществе. На эти идеи ориентировались многие на Западе, а некоторых консерваторов брали за образец. Они обладали широким собранием последователей и даже целых школ.

Нельзя считать славянофилов или западников только леваками или консерваторами. Среди и тех, и других было огромное количество леваков в обоих лагерях.

История философскиой мысли (здесь я полностью солидарен с Феликсом Разумовским) богата учеными-консерваторами, которые дали миру огромное количество идей, в том числе плодотворных. Такими были Чаадаев, Пушкин после Михайловского… В конце концов, мы придем к именам Достоевского и даже самому Константину Леонтьеву. Но этот список русских консервативных мыслителей никак не связан с идеями отсутствия политической жизни и лишения прав и свобод русского сословного общества.

Главная идея, с которой я ни при каких обстоятельствах не могу согласиться — невозможность обсуждения защиты прав и свобод традиционных классов России. Консерватизм — это защита прав и свобод главной опоры самодержавия — дворянства. Но не только. В фильме не прозвучало даже намека о такой важнейшей стороне консерватизма, как философского мировоззрения для защиты прав и свобод верующих и их опоры — крестьянства.

Какой был «молодец» Александр Третий, что взял на вооружением идею глухой герметизации общества, преследования всякого инакомыслия не только левацкого, но и вообще любого во благо защиты устоев!

Зачем так далеко уходить от научного подхода к такому важнейшему вопросу, как основополагающая идеология существующего строя. Было бы уместно рассказать правду о реальном консерватизме, который помог бы на хромой козе вырулить каким-то идейным установкам, которые хоть как-то могли бы стать опорой для кривого капитализма, построенного в 1990е годы…

3 февраля 2023 года почил в Бозе русский ученый-экономист Руслан Хасбулатов. Я 25 лет бессменно проработал с этим ученым, положившим свою жизнь на алтарь возрождения русского консерватизма. Два года уже нет человека, который ратовал за восстановление идей русского консерватизма в новых условиях. Краеугольными камнями зыбкого здания современного идеологизма он предлагал сделать концепцию, которую изложил в книге «Закат фундаментализма».

Так что консерватизм — это не иммобилизм, и тем более не охранительная система Александра Третьего, которую пытаются оправдать сегодня промышленными проектами, реализованными на нужды избранных лиц.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку