Владимир Путин пообещал продолжить российскую космическую программу, несмотря на проблемы с финансированием, коррупционные скандалы и международную изоляцию России из-за конфликта на Украине. Это было 19 августа, как раз в этот момент, когда «Луна-25» разбилась во время маневра перед посадкой на Луну, запланированной на 21 августа.
Зонд попросту врезался в лунный грунт и прекратил существование.Теперь в новую миссию на Луну мало кто верит — в России не принято поддерживать то, что не даёт быстрый и эффектный «отбой».
Что произошло с «Луной-25» — неверный расчёт, неисправность аппарата, изготовленного НПО им. Лавочкина, или иные причины, будет выяснять Межведомственная комиссия, как сообщил «Роскосмос». Возможно, по традиции «полетит» чья-то невысоко сидящая голова.
Глава организации Юрий Борисов оценивал риск провала миссии изначально в 30%, поэтому был к нему готов. Так или иначе, рискованная затея не удалась и её повторение — «Луна-26», возможно, тоже не состоится в 2027 году. Десятки миллиардов рублей за 170 граммов лунного грунта — слишком высокая цена.
Но стыдно России, ещё имеющей научный потенциал, проводить шумные парады, гордиться советскими достижениями и при этом хоронить космические амбиции, на которые работали несколько поколений русских людей.
Амбиции-то оставались и по сей день, но предприятия, где созданы эффективные системы освоения бюджетных денег, а работающие люди получают гроши и ослаблен контроль над производственными цехами, живут по законам рынка, пока Россия поднимала китайский научный и технический потенциал.
Моя мама, более 50 лет принимавшая аппаратуру и ушедшая из жизни 2 года назад как действующий военпред с зарплатой около 20 тысяч рублей в месяц, была бы не удивлена произошедшему на Луне. Она искренне печалилась за то, насколько деградировала система, как мало в своём деле понимают разработчики и какое низкое качество аппаратуры ей приходится принимать, постоянно отправляя брак на доработку.
Руководство решает вопрос просто: при выявлении брака накладывает штраф, которого все стремятся избежать.
Если ошибки с созданием и управлением «Луны-25» и были — это не вина конкретных людей, но выстроенной системы. Если эта система усилием политической воли изменится в ближайшие несколько лет, программа «Луна-27» имеет лучшие шансы на успешное завершение.
Пока ещё живы те, кто может вернуть былую славу космическим программам, но с каждый годом редеют их ряды и отношение к ним, увы, оставляет желать лучшего.