Теория поколений Штрауса-Хоува сводится к тому, что якобы для каждого поколения свойственна концепция, которая формируется целым рядом социальных, психологических, чисто поколенческих (демографических) факторов из разряда потребления и психолого-концептуальных показателей. Так определяются временные циклы, получившие названия: поколение X, поколение Y и, наконец, поколение Z.
Например, последнее отсчитывается от 1997 года, сейчас их представителям 15-26 лет. А их дети уже будут относиться к поколению Альфа.
Я долго, нудно и обстоятельно рассказываю эти подробности чтобы оспорить теорию поколений, которую я как теорию не признаю. Точно так же, как я не признаю и факторы, определяющие систему ценностей этих поколений.
С моей точки зрения, определить критерии того или иного поколения можно лишь приблизительно. Конечно, можно найти отдельные совпадения, отдельные общие черты представителей того или иного поколения в Америке, Канаде, Англии, Сан-Марино и жителей Горного Алтая. Но объединить их в целое поколение не представляется возможным, получится «в огороде бузина, в Киеве дядька».
А теперь я объясню, почему я так считаю: уровень и качество жизни формируют менталитет в большей степени, чем год рождения, даже в эпоху глобализма.
Так, между жителями самой малонаселённой и обширной территории на Земле и жителями Сингапура нет никакой связи, если разрыв в ВВП на душу населения в верхнем дециле между этими двумя странами будет составлять 100 единиц, а разрыв ВВП на душу населения в нижнем дециле будет составлять 1000. Это так, для начала.
Теперь второе. Понятие «потерянного поколения» (lost genеration), сформулированное Гертрудой Стайн в беседе с Эрнестом Хемингуэем и превратившееся в целое направление для осмысления писателями, относится к людям, жившим между Первой и Второй Мировыми войнами. Для обозначения той эпохи западноевропейской культуры действительно существовали почва и основание, а концептуальные факторы для отнесения к «потеянному поколению» были неопровержимы: войны и опыт насилия, пережитый поколением, осуществлявшим насилие или попавшим в число жертв.
Это хорошо описано в романе Эриха-Марии Ремарка «Три товарища».
Осмыслением проблематики «потерянного поколения» занимались как минимум 20 классиков мировой литературы: от Эриха-Марии Ремарка и Гертруды Стайн до Эрнеста Хемингуэя, Френсиса Скотта Фитцжеральда и Ричарда Олдингтона.
Что из себя представляло «потерянное поколение» тогда — тут всё ясно. Когда мы пытаемся применить теорию поколений сегодня, не ясно ничего, зато появляются «боевые козлы», которые пытаются вести за собой стадо коров на бойню, повесив себе на шею колокольчик. Красной линией просматривается очень чёткая идеология, которая не имеет границ, не имеет расовой принадлежности; их не объединяет ни территория, ни этнос, ни возраст и ни что-либо ещё. Разве что беспринципность, цинизм и глубокое пренебрежение к людям, в конечном счёте, и к самим себе.
Я имею в виду тех «борзописцев» от литературы, философии, журналистики, которых объединяет желание создать миф о том, что потерянное поколение есть в каждом поколении. Для чего это делается? Это делается для того чтобы упрекнуть людей в предопределённости их судьбы, типа сам дурак, «сам виноват, что сам дурак».
Сегодня притянутую за уши теорию поколений оседлали люди с извращенной психикой, способные вынести на страницы печатного органа любую околесицу, лишь бы на неё был социальный заказ. Это что-то наподобие того, о чём говорил Томас Торквемада: дай мне любую фразу из написанного человеком, и я отправлю его на эшафот.
На самом деле, в каждом поколении (каждые 25 лет) возникает большая часть людей, которую действительно можно исчислить, и которые живут как овощи на грядке и исправно справляют физиологические потребности, едят, пьют, но при этом лишены всего, что присуще человеческой сущности: способности мыслить, мечтать, наслаждаться красотой, гармонией, верить в светлое, доброе, вечное. Они — жертвы пропаганды, внушившей им ради достижения политической стабильности, что они родились, чтобы подпитывать одну-единственную отрасль в экономике — отрасль ритуальных услуг.
Да, в каждом поколении таких людей много, и потерянное поколение действительно есть, но это не те потерянные поколения, о которых писали Хемингуэй, Хаксли, Вирджиния Вульф или Гертруда Стайн.
Современное потерянное поколение — производное от бесчеловечных действий небольшой группы головорезов, прорвавшихся к властным механизмам, которым до людей дела нет. Для них экономика, а тем более социально-экономическое положение этих людей — головная боль
Муж Екатерины II во взрослом состоянии собрал совет министров в детской и заставил его играть в солдатики, а потом, глядя в окно, с наслаждением упиваелся плац-парадом своих потешных формирований. Что можно ожидать от такого уровня властителей?
Теория Хоува-Штрауса имеет право на существование, но только в том случае, если она будет учитывать экономические факторы. Потому что поколение эпохи Великой депрессии действительно ничего общего не имеет с эпохой 1970-1980 в тех же США, где отмечался «жирный» период, пиком которого было правление Рональда Рейгана. Но можно ли его объединить с советскими людьми, жившими «при развитом социализме»?
Между тем, за столетие существования СССР, а затем тридцатилетие новой России «жирный период» был, например, в период с 1958-1960 год, когда Хрущев отдал приказ во всех общественных заведениях страны ставить бесплатно тарелки с нарезанным черным хлебом и соль. Так он хотел завоевать расположение населения (чего, кстати, и добился) и частично снять проблему голода в стране, где не менее половины людей голодало.
«Архипелаг Гулаг» содержит пассаж, что когда вы будете проходить мимо памятника Юрию Долгорукову в Москве, вспомните, что он был установлен в день, когда в Казахстане произошло Кенгирское восстание заключенных, которое просуществовало дольше, чем когда-либо, но было всё-таки подавлено самым зверским образом: были направлены танки, которые проехались по территории лагеря и, по оценкам официальных источников, в нём погибло не менее 380 человек.
Восстанием командовал подполковник — бывший разведчик, видимо. перебежчик к немцам, за что и сел. Это произошло уже после смерти Сталина в 1954 году.
В США и Европе в 1950е годы начался переход к расцвету потребления. Это были бэби-бумеры, созидающие и верящие в светлый завтрашний день. По мере их насыщения свободой и сытостью, возникнет следующее поколение — хиппи. Но этого не произойдёт в СССР из-за отсутствия экономических предпосылок для этой культуры.
Теория поколений хороша для забавы, а также для оценки эффективности государственной политики ряда развитых стран. Но эта теория не работает на безбрежных просторах Великой Московии, да и на территории других стран она не может работать полновесно и полнокровно, потому что не хватает общих критериев, которые бы объединяли поколения в столь разных экономиках и политических системах.
Кроме того, мировая экономика всё же является системой. Пусть и аморфной, но она имеет свои правила, законы, порядок и влияет на состояние и перспективы прогресса человечества.
Нельзя ожидать, что поколение Альфа в России, имеющее совершенно иные условия жизни, чем в Европе и США, будет иметь те же отличительные социальные признаки. О каких общих ценностях может идти речь?