«Весь мир — это сцена, и люди в нём — актёры», — сказал когда-то Шекспир. Одну из сцен, на которой выступал знаменитый английский драматург, нашли в Норфолке. Невероятно, но это самые настоящие театральные подмостки елизаветинской эпохи.
Находка была сделана в ратуше Святого Георгия в Норфолке во время ремонта. 600-летние дубовые доски находятся под теми, что были уложены в 1950-х годах, а ещё один слой, предположительно, был уложен в 18-м или 19-м веке. Они имеют ширину 30 см, толщину около 15 см и скреплены деревянными колышками (чопиками).
«Сейчас эксперты с уверенностью констатируют, что это именно те половицы, по которым мог ступать Шекспир, — говорит Тим Фитцхигэм, нынешний руководитель театра Ратуша Святого Георгия. — Это наделяет здание государственной и международной значимостью».
Изначально здание было возведено и предназначалось для религиозных собраний, что подтверждается королевской хартией 1406 года. Однако уже в 1445 году в нем состоялось первое театральное представление.
О том, что здесь выступал великий английский актёр и драматург, есть ряд свидетельств.
В 1592-93 годах из-за вспышки чумы лондонские театры были закрыты, поэтому многие столичные труппы отправились в гастроли по провинциальным городкам.
Одна из архивных летописей сообщает, что труппа Шекспира выступала в ратуше Святого Георгия в Норфолке. Кроме того, бухгалтерская книга фиксирует, что ей заплатили за данные тут представления.
«Это довольно необычно, что изначальный настил сохранился в таком объёме, — рассказывает археолог Джонатан Кларк, курирующий проект. — Обычно остаются балки или перекрытия, а сам пол заменяется».
По словам Кларка, это образец самого большого средневекового деревянного настила в стране, и что он сохранился только благодаря тому, что он является частью несущей конструкции, которую нельзя извлечь, не разрушив здание.
«Напольное покрытие можно датировать по типу конструкции, — объясняет эксперт. — Эти доски прикреплены колышками, что является средневековой техникой». Вероятно, пол настелен корабельными мастерами, и на работы ушло около года.
«Мы также сделали несколько керновых срезов, которые позволили нам датировать по годичным кольцам древесины, — продолжает Кларк — Это пол начала 15-го века».