Наступило время Шекспира. Театр Вахтангова переосмыслил трагедию Лира

Наступило время Шекспира. Театр Вахтангова переосмыслил трагедию Лира

Забудьте всё, что Вы знали о «Короле Лире». Юрий Бутусов на сцене Театра им. Вахтангова представил нечто грандиозное, чего Вы не могли предположить никогда. Конечно, средствами современного европейского искусства, с соответствующим театральным инструментарием. Самые затаённые смысловые ниточки, едва прописанные Шекспиром, самые сложные ассоциации, самые невероятные превращения – всё это вышло на Основную сцену прославленного театра.

Под рукой мастера «Король Лир» превращается в меланхолическую фантасмагорию с философскими раздумьями о природе власти. О том, что большие возможности порождают большую грусть, большое предательство и большое злодейство.

Образ Корделии – младшей любимой и незаслуженно обиженной дочери короля Лира, переходит в образ шута и снова превращается в принцессу. Она всегда рядом с отцом, хоть и в шутовском обличье, она не оставляет его и погибает ради него. Но не взяла ли на себя светская дама то, что разрешено лишь людям этой профессии?

Евгения Крегжде, которой досталось это сложнейшее размышление, проделывает на сцене невероятную работу, прежде всего, она раскрывается в пластических композициях. Её светская по форме, но дерзкая по содержанию речь лишает принцессу части королевства и любви отца. Но  менее горяча, чем любой из её жестов и танцев.

Шутовской облик у Юрия Бутусова, однако, принимают все. Временами действующие лица более походят не на королевскую семью, а на труппу бродячих артистов. Не только Корделия и король Лир (Артур Иванов), наряженный в красное пальто, предстаёт перед нами с лицом, выкрашенным в белый цвет…

Они с Корделией танцуют в неистовом ритме от избытка чувств, когда слов уже не хватает.  Но и Освальд (Юрий Цокуров), коварный дворецкий Гонерильи, исправно играет на трубе как ангел Страшного суда, а Глостер (Виктор Добронравов) садится за ударную установку, не то сигнализируя об опасности, не то осуществляя какой-то древний ритуал.

Виктор Добронравов (Глостер) в постановке Короля Лира Юрия Бутусова
Виктор Добронравов (Глостер) в постановке Короля Лира Юрия Бутусова

Музыка – это особое действующее лицо спектакля. Она, как и танец, говорит то, что не досказано Шекспиром. В том числе, где молчит один великий британец – за него говорит другой, звучат знаменитые песни Джона Леннона «Imagine» и «Stand by me». Временами музыка и танец выходят на первый план, оглушительно врываясь на сцену и создавая нужную эмоцию.

«Это абсолютно чувственный спектакль», — говорит о нём исполнитель безумного короля Лира. Но не его герой, погружённый лишь в свои несчастья и меланхолию и прозревший лишь в конце повествования, создаёт его.  И вообще, не его ли деспотизм спровоцировал дочерей на преступление?

Старшая и средняя дочери короля однажды решили, что если они будут унижать и умалять достоинство отца, то они возвысятся в своих глазах и своего окружения. Но это бессмыслица — лишь проявление комплекса, страх перед всесильным отцом вылился в попытку унизить его. Гонерилья (Яна Соболевская) и Регана (Ольга Тумайкина) – это две несчастные женщины, всю жизнь страдающие от недостатка любви.

Ольга Тумайкина (Регана)
Ольга Тумайкина (Регана)

А вот формируют тот самый чувственный стержень спектакля сцены отеческой любви Глостера, сердце которого не выдерживает гибели любимых детей и разрывается.

Виктор Добронравов в Глостере показывает образ другого отца – того, кто не требует от своих детей доказательств любви, но любит их без всяких условий и жалеет, что недодаёт им любви. Самые пронзительные сцены спектакля – это сцены его общения с детьми: Эдмоном и Эдгаром. Этот отец находит в себе силу любить обоих своих детей – и того, кто верен ему, и того, кто предал его.

А ведь Эдмон (Сергей Волков) – это вызов не меньший, чем старшие дочери короля Лира. Но в этом образе, полном коварства и расчётливости, завистливом и кровожадном, заложена любовь и нежность к отцу. Не она ли приводит его к деятельному раскаянию, заставляя раскрыть своё последнее преступление и попытаться спасти последних жертв?

Сергей Волков (Эдмонд)
Сергей Волков (Эдмонд)

Юрий Бутусов переосмыслил онтологическое содержания пьесы Шекспира, который поставил в произведении фактически вопрос о том, что главное в жизни: само бытование (то есть, взаимоотношения в семье) или жизнь человека в обществе? Является ли отношение к старшему поколению, которое тебя рождает и воспитывает, определяющим в значении места и роли человека в жизни?

Через призму отношений короля Лира со старшей и средней дочерьми и фигуру Глостера он показывает, что традиционные устои – важнейший фактор в жизни человека. Без отношения детей к родителям и понимания их роли нет правильного понимания человека в этом мире. Об этом говорит христианство, это забывается сейчас. И тем важнее Шекспир для нас.

В конце пьесы после тяжёлого похмелья наступает прозрение. Заканчивается безудержный выброс энергии и наступает тишина. Но эта тишина зловеща: гибнут злодеи, погибают оба сына Глостера и он сам. В конце концов безутешный, но уже не безумный отец теряет Корделию. Но его запоздалая нежность уже не вернёт ни одной из его дочерей.

Евгения Крегжде (Корделия)
Евгения Крегжде (Корделия)
Артур Иванов (Лир)
Артур Иванов (Лир)
Яна Соболевская (Гонерилья)
Яна Соболевская (Гонерилья)
Премьера спектакля Король Лир в Театре им. Вахтангова
Премьера спектакля Король Лир в Театре им. Вахтангова
Постановка "Короля Лира" Юрия Бутусова в Театре им. Вахтангова
Постановка «Короля Лира» Юрия Бутусова в Театре им. Вахтангова
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку