Наши бабушки и дедушки, прошедшие Великую Отечественную войну и прочие неприятные ситуации, при первом сигнале набивали свои кладовки тем, что они считали спасением в первый полугодовой период бедствия. В городе, где нет подвалов и амбаров, это были мука, соль, сахар, мыло, крупы, свечи, масло, консервы — всё то, что будет спасать домочадцев во время той или иной войны. Но время не стоит на месте, оно идёт вперёд, и представления о запасах меняются, хотя и не так радикально, как могло быть.
Судя по данным исследования, проведённого исследовательской компанией GFK 16-22 марта 2020 года, основными составляющими кладовок современных россиян стали дезинфицирующие средства для рук (продажи этой категории товаров выросли в пять раз), мясные консервы (зафиксирован четырехкратный рост продаж этой товарной группы) и соль (тоже четырёхкратный рост). Любимое средство гигиены наших предков — натуральное хозяйственное мыло — увеличило продажи только двое, примерно так же, как и стиральный порошок.
Туалетная бумага, которая была широко разрекламированным маркером наполнения кладовых, в действительности выросла в объёме продаж только на 10%. Куда существенней подросли продажи водки и лекарств (рост составил порядка 60%). При этом аналитики GFK допускают, что водка стала не популярнейшим напитком самоизоляции, а ещё одним дезинфицирующим средством, которое посчитали нужным приобрести наши соотечественники.
Каждый из нас, кто ходил в магазины на прошлой неделе, наверняка заметил быстрое исчезновение с прилавков муки, круп, консервов, соды и прочих продуктов, которые способны долго храниться без холодильника. Эти личные наблюдения, в совокупности с данными исследования уважаемой компании, говорят о том, что бдительные россияне в целом пошли по стопам своих мудрых предков, хотя и сумели разнообразить свой рацион (удивительно, но крупы и мука не появились в ТОР-3 покупок времён самоизоляции). А, может быть, эти вещи были закуплены чуть раньше, до 16 марта 2020 года, иначе зачем было покупать соль, не имеющую самостоятельного пищевого значения?
Но одна новая тенденция всё же появилась — это спрос на дезинфицирующие товары. Да, не хлебом единым жив человек, но, если говорить о его материальных потребностях, возникает вопрос о приоритетах в процессе самоизоляции. Неужели люди боятся заразиться новым коронавирусом дома, не выходя на улицу, и будут усиленно мыть руки продукцией химических предприятий?