Нужна ли полемика потомкам русского дворянства?

потомки российского дворянства

Может ли русский дворянин быть китайцем, носить китайскую фамилию? Может ли он исповедовать иудаизм или быть адвентистом? Является ли Голицын фамилией российской, или она польско-литовская (если учесть её происхождение от Гедимина)? Традиции и реалии российского дворянства оставляют широкое поле для полемики.

Император Николай Первый до отмены конституции в Польше заявил: «Я — первый русский католик в империи!», и короновался по католическому обряду в Варшаве в 1829 году, одновременно нося титул российского православного императора.

В то время наместником и фактическим правителем Польши был его брат — Константин, самостоятельный настолько, что отказался послать польские войска в ходе русско-турецкой войны за освобождение Греции 1828-1829 годов.

На следующий год разразилось польское восстание, подавленное три года спустя. Константин к этому времени умер, и обряд потерял актуальность вслед за упразднением польской автономии. После этого католические священники стали утверждаться царем Николаем Павловичем, который всюду отдавал предпочтение православию и стремился сделать религию единой в империи. Царь считал, что католические священники сеют смуту среди своей паствы, руководимые с западных рубежей.

Согласно же уставу Павла Первого, дворянином мог быть кто угодно по вероисповеданию и по национальности. Главное — присяга императору. Слово, единожды данное, хранится дворянином до смертного одра, при этом неважно, какой конфессии христианства придерживается подданный. Павел вынашивал идею об объединении христианских церквей под собственным скипетром — главы церкви и царя.

Многие русские роды имели неправославное происхождение: Энгельгардты, Де Ривасы, Фонвизины, Боратынские, Юсуповы… Объединяло их служение России, и они зачастую женились на русских и принимали православие.

Литовская по происхождению Гедиминовичи — вторая по значению ветвь после Рюриковичей, и весьма многочисленная в России, известна людьми, переходившими в «латинскую»  Веру. Например, случай с Александром Михайловичем Голицыным, принявшим католичество. Среди Голицыных переходы в католичество были распространены. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах был построен ими в Подольске и совершенно напоминал католический. Это ещё одна страница богатой истории российских дворянских родов.

В настоящее время большое количество потомков дворянских родов вспоминают о происхождении в связи с быстро меняющейся общественно-политической конъюнктурой российской истории. С 1991 года официально, а с 1993 года — ещё вдобавок и конституционно, российское государственное право предусматривает создание целой палитры бесконечно до неузнаваемости различных родовых и родоплеменных организаций.

Известны случаи, что в ряде регионов России создавались дворянские организации, во главе которых стояли люди, не имеющие отношения не только к дворянскому происхождению, но и открыто призывающие к экстремистским лозунгам. Например, повторению революции.

И это в условиях сегодняшнего дня, когда власти ввели праздник национального примирения, пытаясь заглушить и сгладить недавнюю историю — всё ещё незажившие раны, нанесенные «измами» практически каждой семье, не только дворянской. Главный удар недавней истории пришелся не на дворянство, а священничество и крестьянство.

Кланы потомков Гедимина — Голицыных, Оболенских, Трубецких пострадали больше, чем даже Рюриковичи. В воспоминаниях князя Кирилла Николаевича Голицына приводятся цифры и факты из истории этого некогда самого многочисленного дворянского рода, пережившего ужасающие события. Например, 90-летнего старика, прятавшегося под лестницей в женском платье в монастыре, в начале гражданской войны сторонники новой власти выволокли во двор монастыря и без суда и следствия казнили.

Большевики Ульянов, Куйбышев, Орджоникидзе, Чичерин, Дзержинский — этот список можно было продолжать, были потомственными дворянами, но они имели более низкое происхождение, чем те, кому они объявили борьбу.

Однако развязывать вендетту до 6го колена нам не пристало. Надо идти вперед, кормить семьи и дышать полной грудью, ходить в храмы и каяться. Ибо потомки дворян верят в Бога и исповедуют базовые человеческие корни служения семье и цивилизации.

В конвульсирующей современной истории России происходят различные катаклизмы, включая сферу общественной жизни. Дворяне — нормальные члены общества, подчиняющиеся Конституции и чтящие законы предков. Они могут сегодня быть разных национальностей, но не должны отказываться от самих себя и от Бога.

Чтобы напомнить об этом потомкам русских дворян, полемика об их месте в обществе необходима. Она в очередной раз напомнит о зигзагах родной истории и даст возможность однажды выработать общее мнение по ключевым вопросам бытия.

Потомков дворян сегодня порядка 700 тысяч. Многие из них не считают нужным членство в дворянских организациях, которые считают безжизненными. Поэтому Собрание потомков российских родов должно инициировать обсуждения, а не становиться организацией сродни КПСС.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку