О площади Москвы, бывшей местом бунтарей, казней и пороков

Болотная площадь

Удивительно всё в человеке. Самое главное, что в нём удивляет — это его неизбывная неразгаданность. Великие умы, даже те, которые совсем недавно формулировали суть таинства любви, говорили о невозможности дать ей определение. Если посмотреть на всю историю науки, то получается, что все величайшие мыслители прошлого и настоящего бьются над разрешением одной и той же тайны: «Что такое любовь?».

Конечно, тот, кто даст одно-единственное бесспорное определение этому явлению, достоин не просто Нобелевской премии, что само собой разумеется, а установления памятника величиной с Александрийскую колонну из чистого золота на левом берегу Сены — плавильном котле современной европейской, да и мировой мыслительной фронды.

Только любовь и ничто другое позволяет увидеть то, что не видит никто другой. В том числе, любовь к Москве. Если мы любим город, где живём кто два месяца, кто два года, а кто — двести лет, то видим то, что «замыленный глаз» иной раз не позволяет увидеть.

Болотная площадь
Болотная площадь в 2011 году. Бунтовщики наших дней

Москва — город, о котором, казалось бы, сказали если не всё, то очень многое. Но сегодня я хочу сказать о ней то, что и стародавние москвичи не знают, но со мной согласятся. Опытные путешественники (я это уже предвижу) мне возразят: «Всегда можно сказать что-то новое, необыкновенное об обыкновенном». Так можно сказать и о Париже, и о Лондоне, и о маленьком городке Тарусы или о Звенигороде.

Ну что же, это верно. Но я хочу сегодня сказать о другом — о том, что, как говорил Бердяев: «Ты знаешь то, что ты любишь». Правда, философ при этом добавлял, что когда ты любишь, ты всё время и познаёшь это.

На днях я был в очередной раз на самой удивительной площади Москвы — Болотной. Эта площадь, конечно, никакая не площадь, а историческое место, которое в разные времена называлось по-разному. Но раз мы говорим об истории России и Москвы, то не забываем и об истории насилия.

Это место, как Вы прекрасно знаете, было на протяжении трёх или четырёх веков любимым местом публичных казней, и неслучайно оно в Москве было прозвано Поганым Болотом; своё название оно сохранило и сейчас в кругу старых москвичей.

Сами понимаете, Поганым Болотом это место было не всегда, но оно стало поганым в силу того, что здесь совершались не одиночные показательные расправы властей над своими подданными, но нечто подобное Колизею в Риме. Московскому люду устраивали зрелища, на которые быстрее и больше всего пойдёт народ: на страдания, на муки, которые им самим, по крайней мере пока, удаётся избежать.

Со времён Христа долгая и мучительная смерть на публике — любимое занятие для народа. Для властей это легче, чем дать ему есть, пить, одеться, устроить ему достойную жизнь и процветание. Лучше всего напугать, довести до озверения, заставить дрожать в психозе. Но, самое главное — усмирить.

Почему-то так сложилось, видимо, в силу определённой идеологемы, главенствовавшей на протяжении почти века в России, что на Болотной площади истязали не одиноких преступников; это было место массовых казней, происходивших веками. Самой знаменитой казнью на Болотной площади была, конечно, казнь Емельяна Пугачёва со товарищи.

Казнь Емельяна Пугачева на Болотной площади
Казнь Емельяна Пугачева на Болотной площади

Месту и факту самого события не посвящено ни стеллы, ни памятника. Об этом нет никакого упоминания. А ведь «пугачевщина» была самым ярким народным движением снизу в Новое время. Движение, которое возглавил самозванец и недоучка, беглый казак и каторжник, который чуть не стал всероссийским самодержцем — ему до этого оставалось полшага. Неслучайно Николай I поручил самому талантливому человеку своей эпохи Александру Пушкину изучить и исследовать это яркое и удивительное событие.

Поэт и исследователь с присущей ему откровенностью написал, что Емельян Пугачёв был удивительным народным героем и воздал ему славицу по достоинству.

Однако сегодня я хочу рассказать о другом памятнике и вообще о другом герое, удивительным образом связанном с Болотной площадью. А может быть, тот памятник, о котором я сегодня расскажу, и есть тот памятник, который сегодня необходим для того чтобы подчеркнуть историческое значение этого места.

Памятник И.Е. Репину на Болотной площади
Памятник И.Е. Репину на Болотной площади

Многие из Вас, вероятно, подумали о памятнике Репину — выдающемуся русскому живописцу, выбившемуся в люди из самых низов российского общества и достигшему всемирной славы, описанному самыми немыслимыми почестями из всех возможных. Но нет, не о нём пойдёт рассказ. И вообще, это не совсем памятник, скорее, скульптурная группа из 15 уродливых, если не сказать отвратительных, отталкивающих существ, олицетворяющих все самые мерзкие пороки мира, от лженауки и проституции до лжи и лицемерия.

Некоторые из Вас догадались, что памятник называется «Дети — жертвы пороков взрослых». Скульптурная группа находится в самом конце огромного сквера, разбитого сейчас на месте Поганого Болота. Участок огорожен прекрасной изгородью и представляет собой ритуальное, почти религиозное место, куда время от времени с большим любопытством и внутренним содроганием приходят москвичи, молодые и старые, умные и не очень, богатые и нищие, образованные и безграмотные, русские и нерусские, любящие Москву и начинающие её познавать.

Автором этой удивительной скульптурной композиции, как Вы уже догадались, является самобытный человек, явление в нашей культуре — тот, кто всегда шёл своим путём к одному ему известным истинам — Михаил Шемякин.

М. Шемякин. Дети - жертвы пороков взрослых
М. Шемякин. Дети — жертвы пороков взрослых

Памятник знаменателен для меня по двум причинам: во-первых, из педагогических соображений. По силе и доходчивости этот памятник, с моей точки зрения, не имеет аналогов. Его можно сравнить по силе назидания лишь только с Мавзолеем Ленина — чтобы больше никому никогда неповадно было.

Долгие десятилетия в России не употребляется слово «долой». Оно, любимое русским народом, вообще употребляется редко, но метко. Самое массовое его употребление было в 1917 году, но не только. В 1991 году оно тоже звучало довольно громко и имело массовое хождение. Так вот, после просмотра этой скульптурной группы у человека возникает сильное желание, с которым трудно совладать, произнести именно это слово, добавив три восклицательных знака.

Но вдруг Вы, обойдя памятник с обратной стороны, видите на нём маленькую надпись, которая поражает Вас в самое сердце и до глубины души. И Вы останавливаетесь как вкопанный, едва не потеряв сознание. На памятнике написано, что он установлен при финансовой поддержке концерна «Роснефть».

И вот ты думаешь, размышляешь: «Благое дело — просвещение своего народа, попытка открыть ему глаза, назвать вещи своими именами! Культура делает это как никто другой успешно. И делает это при помощи тех, кто за счёт предоставления чечевичной похлёбки хотят также приобщиться к высокому и вечному».

Вспоминается анекдот, рассказанный мне Кшиштофом Занусси. Попадает богач в рай, ключник Святой Пётр говорит ему: «А тебе в ад». Богач возражает: «Как же так, святой отец? Я строил храмы, воздвигал памятники, жертвовал на благотворительность!». Но Святой Пётр отвечает: «Да, ты прав. Деньги вернём».

Поделиться с друзьями
Subscription