Чем больше взрослые общаются с младенцем, тем лучше формируется структура его мозга – выяснили учёные.
Ранее исследования предполагали, что общение с маленькими детьми приносит пользу, показав, что это улучшает способность анализировать речь и расширяет их словарный запас.
Теперь исследователи говорят, что они обнаружили взаимосвязь между объёмом речевого взаимодействия с младенцем и концентрацией вещества в мозге, известного как миелин, которое окружает нервы и делает передачу сигналов более надежным.
«Я думаю, что главный вывод – обязательно разговаривайте со своими детьми. Это важно, – делится ведущий автор, профессор Джон Спенсер из Университета Восточной Англии. – Поразительно то, что это буквально формирует структуру мозга».
В статье, опубликованной в Journal of Neuroscience, Спенсер и его коллеги пишут, что для измерения интенсивности общения с ребёнком они использовали специальный диктофон, встроенный в жилет. В эксперименте участвовали 87 младенцев в возрасте около 6 месяцев и 76 детей в возрасте около 30 месяцев.
Записав около 6’208 часов речи, команда зафиксировала, что мамы с высшим образованием чаще общаются с ребёнком, и сами такие дети больше пытаются говорить и подавать голос.
На втором этапе 84 ребёнка привезли в больницу, где они спали в специальной тихой палате.
«Как только ребёнок заснул, мы, как ниндзя, прокрались внутрь, подняли его, положили на тележку и отвезли в кабинет магнитно-резонансной томографии», – рассказывает Спенсер.
Учёные использовали снимки МРТ, чтобы измерить количество миелина в мозге детей.
По мере развития мозга количество миелина увеличивается. Тем не менее, команда обнаружила, что у 30-месячных детей больший объем речи взрослых был связан с большим количеством миелина в связанных с речью путях головного мозга.
У 6-месячных детей, напротив, большее количество речи взрослых было связано с более низкой концентрацией миелина.
Хотя последнее было неожиданным, Спенсер сказал, что одно из возможных объяснений заключается в том, что воздействие речи зависит от стадии развития мозга.
«Когда вам шесть месяцев, больше информации – это хорошо. Но в этот момент ваш мозг бурно растет, у вас стремительный рост новых нейронов, – объясняет Спенсер. – Поэтому, поступающая информация помогает продлить этот период роста мозга».
Но в 30 месяцев мозг находится в другом состоянии. «Теперь он начинает частично замедлять рост клеток, формировать специфические соединения, и вот тут-то и вступает в действие миелин. Итак, теперь входные данные начинают помогать структурировать миелин», – говорит учёный.
Исследователи добавляют, что у детей высокообразованных мам ассоциативные связи в правом полушарии мозга оказались более сильными в обеих возрастных группах.
Спенсер говорит, что необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, во что найденная взаимосвязь выливается в более позднем возрасте.
«Круто будет наблюдать, как отрицательная корреляция у шестимесячных детей превратится в положительную у 30-месячных детей», – сказал он.
Доктор Салони Кришнан, специалист по когнитивной неврологии в Лондонском университете, который не принимал участия в работе, сказала:
«Пока не ясно, имеет ли значение большая миелинизация в этих областях для будущего языкового или когнитивного развития, или это устойчивая закономерность на протяжении всего детства».
Кришнан отметил, что индивидуальные различия в языковых способностях также связаны с генетикой.
«Дети, которые дома чаще говорят на иностранном языке и имеют более высокую миелинизацию, также унаследуют гены от родителей, которые более способны к языкам. Нам нужно проверить этот потенциальный генетический эффект, прежде чем мы сможем отнести его к языковой среде», – пояснила она.
«В настоящее время нет единого мнения относительно оптимального объема информации, которую должны получать дети, и над людьми, осуществляющими за ними уход, не должно довлеть требование больше разговаривать со своими детьми», – добавила она.