Франциск Ассизский, родившийся в 1181 году, основал знаменитый орден религиозных аскетов — францисканцев, который стал религиозным объединением, стяжавшим славу католической церкви за пределами Европы. Он не просто говорил с птицами, а со всеми живыми существами, тем самым провозглашая тезис о том, что Господь любит всё, что им создано. Прежде всего, человека.
Францисканские обеты бедности, целомудрия и послушания положили основу социального служения христианства. Во главу угла была поставлена мировая экономика как средство добиться улучшения положения людей и даже их счастья.
В 2012 году ООН набралась смелости, и вывела индекс счастья — World Happiness Report. Смелость состояла в том, что у каждого человека — своё счастье, но главная международная организация в мире осмелилась сформулировать экономическими терминами понятие «счастье». По этому индексу Россия в 2023 году не вошла даже в первую десятку стран, расположившись на 70м месте (всего стран в организации 193, рейтинг строился по 130 странам).
Мировая экономика будет расти, её объём увеличится только в этом году на 3% — более чем на $3 триллиона, затем будет расти в геометрической прогрессии после выборов в 50 странах мира. Экспонента такова — каждые 5 лет вся мировая экономика будет увеличиваться кратно. При этом население Земли не будет так быстро расти, по экспоненте каждые 50 лет прибавка к 8 миллиарда составит не более 10% (в 2050 году число людей составит 9.9 миллиардов, по прогнозу ООН).
Объемы экономики для всей планеты — это самый главный кардинальный вопрос жизнеобеспечения человечества. Для того чтобы объём экономики увеличивался, а соответственно человечество набиралось индекса счастья, нужно одно-единственное условие: чтобы было больше людей, «разговаривающих с птицами». Людей, которые больше думают о живых существах, а не о мёртвых.
Материальная культура, которая безусловно важна, уступает место духовному здоровью человечества.
В записях известного британского общественного и религиозного деятеля времён Высокого Возрождения Джефри Чосера впервые упоминается день Святого Валентина как день влюбленных. Сегодня — день послевкусия от этого праздника, который отмечало всё прогрессивное человечество. Человек должен любить для того чтобы он мог существовать. Если он не любит ближнего, он не может любить Бога, а Бог любит только тех, кто умеет любить.
День Святого Валентина — не просто знак, объединяющий людей на почве эмоционального влечения одного представителя одного пола к другому. Это день, напоминающий о том, что человек не только должен, но и может любить. Не потому, что партия, правительство или кто-то ещё приказал ему любить, а потому что это его естественное состояние, которое он не должен и не может сдерживать во славу Всевышнего.
Всемилостливейший Господь всё видит, всё знает и отдаст должное каждому по его заслугам перед любовью. Она должна быть безграничная, безбрежная, масштабная и ничем не сдерживаемая. Господь любит тебя только тогда, когда ты проявляешь любовь даже к птицам.
Вспомните фильм «Мотылёк», в котором блестяще сыграл рано ушедший из жизни Грегори Маккуин. Мучители заперли несчастного в одиночной камере, где он испытывал невыносимые физические страдания, и при этом дружил с забегающей к нему в камеру через щель мышкой. Он разговаривал с ней и делился чаяниями и надеждами. Мышка прибегала послушать узника, выражая ему так свою мышиную любовь. Любовь одного существа к другому.
Святой Франциск знаменит покровительством живым существам. В церкви стало традицией проводить церемонии благословения животных в день его праздника. Меня удивляет, почему только в XVII веке католическая церковь отменила тезис о том, что индейцы в Латинской Америке — живые существа без души (считалось, что и у собаки есть душа), хотя Франциск был канонизирован Папой Григорием IX 16 июля 1228 года.
На основании отсутствия души у индейцев колонизаторы могли делать аборигенов рабами и делать с ними всё, что угодно, вплоть до того чтобы безнаказанно убивать.По законам церкви, порой убивать живое существо с душой было не только можно, но и нужно. Такова эволюция человеческого сознания.
Ватикан, поняв свою ошибку, повсеместно ввёл институт индульгенции. Священник получил право прощать грехи человеку при жизни, а не только после Чистилища. После этого католическая церковь встала на путь возрождения, и Контрреформация победила только после того, как жуткий тезис был отменён.
Это дало возможность церкви возродиться повсеместно. В противном случае церковь постигла бы участь альбигойской ереси — она могла бы исчезнуть. Но теперь она может вступиться за сирого и обиженного, памятуя о подвиге праведника Франциска Ассизского, который даже с птицами говорил о любви.
Сегодня пришла очередь говорить с птицами для капитанов мировой экономики. О том, что необходимо учитывать борьбу с бедностью в распределении мировых богатств, неустанно напоминает последователь Святого Франциска — Папа Франциск, в том числе во время встреч с политиками (недавно перед ним предстал новый президент Аргентины — Хавьер Милей).