Пабло Гонсалес: шпионские страсти продолжают будоражить СМИ

Павел Рубцов, известный в Евросоюзе как Пабло Гонсалес, до сих пор будоражит общественное мнение. После множества обвинений журналиста-фрилансера в шпионаже в пользу России, прошедших на фоне его освобождения в центральных европейских СМИ, появилось расследование в британской Guardian. Из приведённых материалов следует, что доказательств связей Пабло Гонсалеса с ГРУ или ФСБ не было и нет; за два года против него собраны лишь домыслы.

Будучи в Испании в 2023 году, я имела возможность пообщаться с супругой Пабло Ойханой, приехав в скромное жилище её семьи в Стране Басков. Мы сели на скамеечки в чистом поле, вокруг ходили домашние животные, и перед нами разворачивался живописный горный вид.

На тот момент времени семья, имеющая троих маленьких детей, обивала пороги всех инстанций, которые могут содействовать в освобождении незаконно лишенного свободы человека. Но, казалось бы, западные коллеги журналиста были бессильны ему помочь, а спецслужбы Испании не проявляли никакого интереса к нему, отдав на откуп полякам. Я не исключаю, что последние задержали его по ошибке, и затем, на всякий случай, начали «копать».

Заметим, что Пабло писал для локальной баскской прессы. Его публикации не появлялись в федеральных изданиях, что могло бы повлиять на общественное мнение Испании. Хочется думать, что наша разведка более могущественна, и не останавливается на уровне региона Испании, пусть даже такого процветающего.

Как предположила польская разведка, Рубцов следил за оппозиционными деятелями и собирал данные по Восточной Европе, передавая их в «центр». Зачем бы тогда Ойхане давать мне интервью с целью, чтобы проблема попала в российское информационное поле?

Семья Пабло живёт в сельской местности, и богатой её никак не назовёшь. Это милые, красивые и интеллигентные люди, которые неожиданно для себя попали в орбиту большой игры. Я продолжаю настаивать, что Павел Рубцов (по испанскому паспорту — Гонсалес) может стать разменной монетой для изменения особого статуса (прежде всего, двойного гражданства) исчезающей испанской диаспоры в России. Это, пожалуй, наиболее вероятное объяснение его перипетий.

Как следует из слов журналиста Guardian, Пабло Гонсалес чувствовал себя на Украине и в России «своим», а круг его общения нередко составляли люди, не дружественные власти (большинство имеет лейбл «иноагент»). Они сегодня в числе тех, кто не верит в сотрудничество журналиста со спецслужбами России. Если до обмена политзаключенными таких людей было большинство, то после освобождения из польских застенков на журналиста наклеили ярлык шпиона, которому поверили те, кто его не знал.

В моей жизни был ещё один забавный эпизод, связанный с Пабло Гонсалесом. Когда журналист всё-таки был освобождён, на мой мобильный раздался звонок с незнакомого номера. Девушка представилась корреспондентом ТАСС и попросила связать её с супругой журналиста. Если могущественное информагентство действительно ищет связи с ней, и не располагает данными о «шпионе» (была ли это корреспондент ТАСС?) — что это, как не признание в непричастности журналиста к спецслужбам?

Я не знаю, как в дальнейшем сложится судьба Пабло Гонсалеса, который прославился на весь мир. Для независимого журналиста его (и без того нелегкая) судьба незавидна, и вина всему — некомпетентность польских спецслужб.

Поделиться с друзьями
Subscription