Почему баски — самый уважающий других народ, включая испанцев?

В своё время Уинстон Черчилль говорил: «Мы — англичане, не боимся евреев и не преследуем их, потому что мы не считаем их умнее себя, как это делают другие народы». По той же причине и баски — один из самых толерантных и космополитичных народов в мире. В основе этого — не слабость, но сила. «Маленького баска учат с детства тому, что он один должен бороться с тысячью врагов», — рассказывал мне мой отец.

Культура и экономика басков не основывается на заимствованиях — она аутохтонна, как аутохтонны сами баски. Они живут на своей земле уже 60 тысяч лет, и самый древний человек в Европе — кроманьонец, по всей видимости, баск.

Между тем, в сознание долгие годы внедрялась баскская мифологема, основанная на пропагандистских вывертах досужих агитаторов времён франкизма и Фаланги, что-де баски — европейские маргиналы, остатки то армян, то грузин, то цыган. невесть как попавших в Пиренеи. И это говорит Франсиско Франко Баамонде — исторический маран, предки которого приняли христианство на позднем этапе изгнания евреев из Испании!

Вспоминается, как князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский в одном из интервью рассказывал о том. что является самым ценным фарфоровым блюдом в Великобритании — таких осталось всего два экземпляра. Они остались со времён, когда леворадикальные делегации британцев приезжали в Москву в 1918 году и им дарили большие фарфоровые блюда, на которых были написаны 20 имён активистов, совершивших Великую Октябрьскую Социалистическую революцию. Как подчёркивает Никита Дмитриевич, 18 из 20 были известными еврейскими активистами.

Князь справедливо говорит о том, что все революции в Новое время совершались либо на этнической почве, либо на религиозной. Но вот баски никогда добровольно не принимали ни корону Франции, ни корону Кастилии или Испании, они никогда не стояли у истоков ни французской, ни тем более испанской революций.

Никита Дмитриевич совершенно справедливо отмечает, что главным фактором революции 1917 года (как и революции в Германии, так и подступавшей уже к горлу британской революции в эпоху Георга V) была оторванность первых лиц государства от реалий и событий в своих странах.

Это факт. Первое путешествие детей королевы Виктории на борту трансатлантического лайнера из Англии в Южную Африку стало первым случаем, когда они имели возможность впервые пообщаться с людьми не из непосредственного окружения.

Николай II не был глупым человеком, о чём свидетельствует огромная библиография, но был тем, кого немцы называют «Pantoffelheld» — подкаблучником. Он относился к монархам, полагающим, что их главная миссия — быть хорошим отцом семейства, и лишь потом — капитаном корабля. Из-за этого Николай II был полностью изолирован от окружающей действительности и всю информацию о ней получал через узкую щель или частое сито взглядов своей любимой супруги — Александры Фёдоровны.

То же самое происходило в Германии с Вильгельмом II, о чём свидетельствуют и он сам, и его окружение.

Вообще-то говоря, проблема герметизации власти в ряде случаев учитывается. В частности, Ельцин говорил о том, что пошёл в народ, ездил на автобусе, трамвае, ходит по улице и разговаривает с прохожими. Но я вспоминаю премьер-министра Швеции Олафа Пальме, который ездил на работу на велосипеде без охраны, а королевская семья страны ходила пообедать в ближайший кабачок, вызывая фурор среди населения. С другой стороны, а как иначе?

Перестройка произошла оттого, что Горбачев из западной печати случайно узнал, что 25% всей экономики огромной державы уходит на сторону.

А вот баски никогда не замыкались в себе именно по той причине, что всегда были самодостаточны и уверены в своей исторической миссии: жить ради того чтобы свидетельствовать.

В моей жизни был один эпизод. В начале 1980х годов в СССР приехал с частным визитом президент Мексики Луис Эчеверрия — баск по национальности. Я был председателем комиссии молодых историков при обществе советско-испанской дружбы в ССОДе, меня попросили быть сопровождающим высокого гостя. Это был мой первый опыт работы переводчиком-сопровождающим на Высоком уровне.

У меня сразу сложились доверительные отношения с Эчеверрией, мы испытали друг к другу большую симпатию. Как-то в мы разговаривали за завтраком в гостинице «Россия» в Москве. где из окон были видны окна его резиденции в Кремле, когда накануне тот был в стране с официальным визитом. После того как президенту за утренним кофе прочитал сводки посол его страны, он спросил меня, знаю ли я историю исторической родины — Страны Басков.

Я ответил, что после того как я во втором классе школы узнал от учительницы испанского языка, что я — баск по национальности, я всё время что-то читаю книги по истории басков и собираю соответствующую литературу. «Вот, например, я сейчас читаю Историю страны басков, написанную Padre Bernardino se Estellia и изданную в Буэном-Аересе в 1931 году. Президент Луис Эчеверрия мгновенно сказал: «Я хочу иметь эту книгу, у меня такой нет».

Можете себе представить, в какое затруднительное положение он поставил меня. Ксероксов в стране в ту пору не было почти нигде, у нас ксерокс был только у одной дамы на 14м этаже ИМЭМО, и к ней ходил делать ксерокопии весь институт. Чего мне стоило упросить её сделать за один вечер копии со 160 страниц книги! Но на следующее утро книга была у президента на столе!

На одном из конгрессов баскологов приводились сенсационные данные: 80% всей политической и исторической культуры Испании имеют происхождение от 1% баскского этноса. Другими словами, небольшая часть баскского народа  веером, золотым дождём одарила всю испанскую нацию. Эчеверрия — безусловно, был из их числа, и во многом благодаря тому, что помнил о своих корнях и чтил их. Он поднял экономику своей страны и его правительство неизменно выступало за мирное сосуществование всех государств мира, с целью чего и был предпринят в том числе его визит в СССР.

Среди выдающихся басков — Хуан Себастьян Элькано, совершивший первое кругосветное путешествие (Магеллан не довёл свою флотилию до конца — погиб в середине пути), практически все представители семьи Бурбонов, сонм выдающихся спортсменов, писателей, модельеров (Кристобаль Балесиага, Пако Рабан), музыкантов (Морис Равель), писателей, поэтов, философов, историков, политических деятелей.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку