Почему Царьград и Лицей? Внешнеполитические тренды

Почему Царьград и Лицей? Внешнеполитические тренды

Новый ректор РАНХИГС Алексей Комиссаров сделал сенсационное заявление: будет возрождён Царскосельский лицей!

Рассуждая на сегодняшнюю тему, мы идём издалека. Для нас самое главное — объяснить читателю, почему огромная страна — Россия, обладающая половиной всех природных ресурсов планеты и способная за свой кошт 50 лет кормить 7 миллиардов людей Земли (и ещё останется!) должна с протянутой рукой у кого-то вымаливать «национальное достоинство».

Непонятно, почему Россия выбрала христианство, а не иудаизм и ислам…

Почему Россия должна искать себе сегодня какое-то жизненное пространство, в то время как она занимает одну восьмую земной тверди? Почему Россия должна «идти на Царьград», тем более, что неизвестно, зачем он ей нужен.

Эти и многие другие вопросы, составляющие главный паззл внешнеполитической доктрины России, начиная со времён Горчакова, получали ответ уже во времена молодого Пушкина.

В Царскосельском лицее, который возглавлял Энгельгардт — фигура неоднозначная, предмет насмешек «нашего всё», в то же время обучался Горчаков, который не намного опережал в оценках троечника Пушкина.

И вот, сегодня мы узнаём, что на встрече к «Первого» ректор РАНХИГС озвучил нечто, что заставило нас всех упасть ниц и вспомнить о том, ради чего создавался в 1814 году Лицей и зачем он возрождается в 2024 году.

Мне почему-то хочется связать тему Царскосельского лицея с внешнеполитической доктриной России. Или, лучше сказать, с тем, во что она выливается сегодня: дружба с Ираном, нежные объятия с Китаем, массовый туризм в Танзанию и Саудовскую Аравию и крен в сторону слаборазвитых или неразвитых стран. Не хочу их называть, чтобы не ставить в неловкое положение С. Лаврова, который и так очень старается, чтобы понравиться «Первому».

В словах Алексея Комиссарова Царскосельский лицей возрождается в том виде, в каком он был при Александре Первом, с той лишь разницей, что это будет президентский Царскосельский лицей.

Цель: возрождение патриотических начал в управлении государством и стремление к подготовке кадров с раннего возраста, дабы когда кадры уже подрастут, они все были бы уже похожи даже не на Алексея Комиссарова, а на «Первого».

Царскосельский лицей
Царскосельский лицей

Такие бюрократы во власти нам сейчас нужны.

Но что эти кадры будут призваны делать на внешнеполитическом поприще — самом слабом фронте из всех открытых фронтов за последнее время вокруг Российской Федерации?

Давайте вспомним недавнюю историю. 1856 год — военная кампания, продолжение войны 1853 года, в силу известных обстоятельств получившая трагическое наименование «Крымской».

Николай Первый в последние месяцы своей жизни (когда он сам об этом ещё не знал) принял непростое решение: закончить правление на крещендо, взять Константинополь и поставить под свой контроль Босфор и Дарданеллы.

Такая идея и в самом деле была ему под силу, но подвела Австро-Венгрия и сложился ряд обстоятельств не в пользу царя. Тогда у России были и дипломатические, и военные ресурсы для того чтобы установить паритет в Европе: умиротворить Великобританию и погасить амбиции молодого родственника бывшего узурпатора Бонапарта — Наполеона Третьего, который всё никак не мог угомониться, испытывая личную обиду за унижение его рода российским самодержцем.

Известна легенда: когда будет взят Царьград, Россия — Святая Русь, будет спасена. Имеется в виду, что стране будет открыт прямой путь в Царствие небесное, где её с нетерпением ждут.

Вся православно-самодержавная риторика со времён протопопа Аввакума строилась на идее взятия силой Царьграда-Константинополя для восстановления исторической несправедливости — захвата православной святыни мусульманами.

Да, есть ещё Иерусалим — но это общехристианская святыня, а Константинополь — именно православная, которой надлежит владеть главной православной стране.

Сегодня всё чаще и чаще поднимается вопрос о восстановлении исторических очертаний внешнеполитической доктрины России. Но борясь с «мусульманами», мы на первый план выдвигаем других монголоидов, согласно теории пан-монголизма: Китай.

Если вы берёте на вооружение славянофильскую концепцию, существовавшую вплоть до 1917 года, то уж будьте любезны, восстанавливайте её в том же виде — а то зачем вытаскивать из неё всё самое жирное и вкусное, а то, что твёрдое и не по зубам — отбрасывать? Так не годится!

Да, надо восстанавливать Царскосельский лицей, но на тех принципах и применительно к тем условиям, которые были в ту пору.

Восстанавливать Царскосельский лицей иначе сегодня — это создавать новое МГИМО для высшего учебного состава, только теперь уже для молодёжи, при этом плодя сибаритов и неприкасаемых, которых и сейчас безо всякого Лицея выше крыши.

У нас внешнеполитическая доктрина есть — но её нет. Для неё нет ни условий, ни обстоятельств. Самое главное — изменились цели, роль и место России в международных отношениях.

Место и роль страны определяется экономикой, а она неадекватно мизерна.

Россия — это страна, обладающая невероятными богатствами: от интеллектуальных до минеральных, но при полном отсутствии экономики и при загнанном в мрачное состояние населении. Претендуя на роль Танзании и Занзибара, нам недвусмысленно намекают, что и приобретение Царьграда нам по плечу.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку