«Торжество барокко», или как звучит музыка духа

19 апреля 2024 года органистка Елена Привалова — художественный руководитель фестиваля “Органные вечера в Кусково” и Лауреат всероссийской премии “Органист года – 2021” в номинации “Персона”, выступила с благотворительной программой «Торжество барокко» в католическом храме св. Людовика в Москве. Действующая церковь наполнилась чарующими звуками сочинений учителей Иоганна Себастьяна Баха, самого знаменитого композитора и величайших мастеров барокко, писавших музыку для прославления учения Христа.

Среди ретроспективы творчества барочных композиторов — прелюдия фа минор на текст хорала «Из глубины бедствий, взываю к Тебе, Господи!» Баха, пронизанная духом покаяния, переложенный Бахом на клавиши и благодаря этому сохранившийся концерт для гобоя, струнных и континуо Марчелло, монументальная прелюдия и фуга си минор из «Хорошо темперированного клавира», который Бетховен называл «музыкальной Библией».

В строгом смысле этого слова, не все произведения программы духовны, однако высочайший уровень произведений и исполнения, само место исполнения настраивали слушателей на молитвенный лад.

«Я люблю играть на «живых» инструментах — это совершенно другие ощущения, — делится Елена Привалова. — Конечно, нужно «пристроиться» к каждому инструменту, поскольку он уникален. В органах может быть даже одинаковый набор регистров, но инструмент будет по-разному звучать в конкретном помещении. Здесь французский орган, французская церковь и красочные инструменты ярко раскрываются в произведениях. Выступать здесь очень интересно».

22 мая 2024 года Елена Привалова даст концерт в другом католическом храме — Непорочного зачатия Девы Марии на Малой Грузинской улице в Москве. Бах, Шуман, Лист будут соединены в одной программе с русскими композиторами Ляпуновым и Кушнаревым. «Это будет грандиозная программа для органа церкви, где имеется большой орган».

Как признаётся Елена, каждое своё выступление она продумывает в зависимости от инструмента и места, где его предстоит давать. «На универсальном или электронном инструменте можно сыграть всё, что угодно, — говорит она, — но в Кусково, например, я не стану играть сложную музыку. Кушнарева, для которого требуется большая акустика, церковь и особое восприятие; это можно сыграть только на подходящем инструменте. Важны место, публика и сам орган. Церковь и орган нужно подбирать отдельно для конкретной программы».

Благодаря усилиям Елены Приваловой, которая популяризирует огранную музыку в своих проектах и концертной деятельности, мы прикасаемся к особому пласту музыкального наследия. Католический мир верит, что орган служит цели преображения чувств и эмоций человека, приближения его к Богу.

«Торжество барокко», звучащее в действующем храме — это невероятный опыт восприятия органной музыки, опыт совместной молитвы слушателей в приближении к Творцу.

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

"Торжество барокко", или как звучит музыка духа

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку