После революции 1917 года в России в русском обществе разразилась серьёзная дискуссия — что делать с разными слоями населения, куда их девать? Большевистское руководство поставило вопрос о том, что доселе эксплуататорские классы — дворянство и буржуазия, должны быть ликвидированы. Но зачем было уничтожать мелкопоместных дворян, однодворцев, неимущих дворян, лишь носящих титул или звание, и почему в результате оказалось, что дворянство было ликвидировано, а буржуазия — нет, история не объясняет.
Более того, если рассуждать историческими категориями, то за годы советской власти больше всего пострадали два сословия: дворяне и крестьяне. Через призму страт, существовавших в обществе, по какой-то непонятной причине рабоче-крестьянская революция превратилась в революцию антикрестьянскую, антидворянскую, антиклерикальную, антибуржуазную, антимещанскую и антивоенную.
Надо отметить, что были страты в обществе, которые были уничтожены полностью. Это, например, казачество. Было несколько видов казачества, которые исчезли не как страты, а под корень (то есть, они уничтожались семьями с тем, чтобы впоследствии эти «категории лиц» никогда не могли бы возродиться). К таким очагам исключительного геноцида относятся, например, украинские казаки. Сейчас их потомки (понятное дело, что их самих уже нет) являются эндемиками — представителями той «живой природы», которая должна быть занесена в Красную книгу не исчезающих, а исчезнувших видов.
Судьба дворянства в России — судьба нестандартная и оригинальная, даже по сравнению со странами Восточной Европы, которые в той или иной степени прошли путь советских чисток. Если самые зачищенные страны — это Албания и Румыния, то, как ни странно, Россия, несмотря на слухи и байки, не относится к таким странам. На момент возрождения Российского Дворянского Собрания в его картотеке числилось до 10 тысяч представителей различных дворянских родов.
Да, действительно, вскоре после 1917 года рубежи Российской Империи покинуло от 2.5 до 3 миллионов её подданных, большая часть которых — дворяне. Однако в самой России, как это ни парадоксально, осталась большая часть дворян. Большинство их служило верой и правдой большевистской России на разных участках её многопрофильной деятельности, от науки и кинематографа до работы в медицинских учреждениях и вооруженных силах.
По какой причине большая часть дворян не покинула Россию — остаётся главной исторической загадкой. Отчасти объяснение этому дала моя бабушка — потомственная дворянка из семьи Павловых — очень информированных на ту пору людей.
Её дядя был Нобелевским лауреатом И. Павловым и был горячо принят советской властью. Бабушка ушла из жизни, когда мне было 27 лет, и неоднократно говорила мне, что дворяне в массовом масштабе не покинули Россию по двум основным причинам: 1) царь и патриарх оставались в стране — это был сигнал всем оставаться на местах, 2) вокруг шла война и так сложилось, что для дворян (для большей части из них) двери в хорошие дома Запада были закрыты.
Моя прабабушка — Александра Николаевна Братчер — крупнейшая помещица Крыма, рассказывала следующую историю своей внучке — моей матери. Когда разразились события весны 1918 года, баржа с английским морским офицером подошла к берегу их дачи в Коктебеле (это был борт от британского дредноута, маячившего на горизонте). Спустившись на берег, офицер представился и предложил прабабушке как подданной Её Величества вместе со всей семьёй перейти на борт корабля и отправиться в Великобританию, так как-де здесь разразилась революция и все, кто входят в список морского командования британского корабля, должны немедленно покинуть пределы Российской Империи.
Британцы должны обеспечить им безопасность, в противном случае неподчинившимся распоряжению грозит гибель — физическое уничтожение со стороны восставших масс. Моя прабабушка, со спокойным видом выслушав взволнованного молодого офицера, ответствовала ему: «Ну что Вы, Вы не знаете России. Из Феодосии (она находилась в 18 километрах от Коктебеля — прим. ред.) прибудет полицейский наряд и всё успокоится».
О, как она ошибалась! Из числа членов её семьи (у неё было 6 детей) трое безвременно погибли от рук советской власти: один за анекдот попал в ГУЛАГ и похоронен под Хабаровском — он был инженером на Харьковском машиностроительном заводе, второй (близнец моей бабушки) — врач, был мобилизован Красной Армией и погиб от тифа, третий — Александр Васильевич Павлов, был известным актёром Александринки в северной столице и умер от голода в своей квартире. Великая певица Надежда Обухова, по просьбе которой были разысканы следы исчезнувшего друга семьи, рассказывала, что на момент смерти он доедал кусочки кожи от своего кожаного ремня.
Ужасов и кошмаров, через которые прошло всё российское общество, строя неосуществимую утопию — «пролетарский рай», не счесть. Но после крушения этой идеологии замаячило возрождение. Одним из немногих благородных дел «демократической власти» в лице Ельцина-Чубайса было разрешение на воссоздание Российского Дворянского Собрания и передача ему здания под штаб-квартиру на одной из центральных улиц Москвы.
Однако полноценного возрождения не произошло. Судьба Российского Дворянского Собрания сегодня печальна — у него нет здания, нет средств к существованию. Это абсолютно реликтовая организация, расколовшаяся на три части. Власти начали делать хорошее дело, но затем похоронили его.
Было бы полезно, чтобы в обществе нашлись силы, которые посмотрели бы сегодня уважительно на свою собственную историю и самих себя, задав себе самим один-единственный вопрос: «Зачем мы живём в этой стране? Какова цель?».
Если мы горды своей историей и уважаем её — это один путь развития событий. Если мы живём в этой стране только потому, что нам надо где-то жить и мы не более чем физиологические организмы — то путь другой. В этом случае «нам всё по барабану», как говорит мой младший сын.
Дворяне, которых в России осталось всего ничего — единицы, и их потомки — это живые свидетели истории государства, какой бы эта история ни была. Разве не вправе наши потомки интересоваться своей собственной историей и проникаться к ней уважением и должным трепетом, как это происходит в других странах, например, в республиканской Франции?
Историческим поводом для моих сегодняшних размышлений стал импичмент Дональду Трампу. Из всех бед, свалившихся на голову Америки сегодня, как мне представляется, самый главный удар — это удар по её традиционализму, который в полной мере олицетворял Трамп. Он поддерживал все традиционалистские организации своей страны и даже пытался это делать за рубежом.
А теперь там начинается эпоха безликих толстосумов, которые только и движимы тем, что смотрят на твою кредитную карточку — сколько на ней средств. Мир делится отныне не по национальному и ни по какому иному принципу, а только и исключительно на бедных и богатых. Можно подумать, что в Америке нет обедневших богатых…