Все, кто угодно, но не христианская цивилизация выступают под знаменем защиты традиционных ценностей. Поэтому большинство исламских течений: от радикалов до консерваторов, упрекают христиан в самокопании и самоисчерпании. Более того, все «прорывные идеи», от либеральных до прогрессивных, включая идеалы Великой Французской революции и кратковременный походный марш по Европе до 1917 года в России, по этой причине объявляются мусульманами несостоятельными.
Кто сегодня может бороться со следующим явлением: привлекательность традиционных ценностей в мире защищается прежде всего исламисткими организациями, от радикальных до умеренных, согласных сосуществовать в одном социуме с иноверцами. Как это, например, происходит во Франции, Германии, Великобритании и США.
Традиционные ценности — это самый привлекательный идеолого-психологический проект из существующих на Земле, так как он постулирует не мифические ценности, сводящиеся к понятиям далеко не очевидным и не ощутимым для людей, а самым что ни на есть базовым и насущным: семья, родина, исторические корни, высокая мораль, оставление следа как матрицы потомкам.
Почему христианская цивилизация сама похоронила себя под обломками своих же собственных идеологем, начиная с эпохи борьбы с катарами (альбигойцами) в XI веке, и в то же время породила Великую Инквизицию. С тех пор каждое десятилетие от айсберга традиционных христианских ценностей откалывается кусок и опускается в топку посредственности и нежелания возвыситься над бренностью мира? Это вопрос к духовным вождям христианской цивилизации и вождям цивилизации вообще.
Грустны размышления о том, что именно ислам, а не какая-то другая религия не допустила на свой ареал марксизм-ленинизм или какое-либо другое материалистическое течение типа либерал-монетаризма образца чикагской школы образца 1930х годов. Социальным антропологам ответ очевиден: стремление сохранить традиционное общество, прежде всего традиционный семейный уклад позволило отвергать любые «измы», шедшие с порочного Запада, под предлогом его «нечистоты».
Сегодня, идя по детскому скверику, где много песочниц, малышей и матерей с маленькими детьми, я обратил особое внимание на одну деталь: в одной песочнице сидела мусульманка в хиджабе и хлопала в ладошки перед своим малышом, подскакивающим перед мамой, также хлопающим в ладоши и радостно визжащим, повторяя нехитрую, незамысловатую заунывную мелодию.
В той же песочнице унылый белобрысый малыш играл одиноко сам с собой в ведёрко кислотного цвета, тоскливо подсыпая песочек из совочка на донышко своего ведёрка. Спиной к нему стояла то ли мамаша, то ли гувернантка, скрестив руки на груди и пристально разглядывая кончики своей обуви.
Эта картина для меня — олицетворение разлада, диссонанса, огромной пропасти, пролегающей между традиционными ценностями и отношением к ним со стороны различных, важных духовных сфер — идеологических учений.
Систематическое упущение христианской цивилизацией отношения к человеку, его достоинству и бесконечный упор на материальное насыщение очевидно привели к коллапсу, о котором писал ещё Владимир Набоков в «Защите Лужина» и других произведениях.
Писатель в своих лекциях по литературе пребывал в бесконечном споре с морализаторством и назиданием в произведениях Достоевского, которое он осуществлял через сумасшедших или трагических недоумков в Вере. По всей видимости, хотя Набоков не любил Достоевского, в душе Набоков одного его-то и признавал, поскольку все произведения Набокова — это моральный спор с главными тезисами Достоевского о том, что только через падение и грех можно создать высокие идеалы и следовать им.
В сегодняшней России мы уже дважды создали коммунизм. В первый раз — в эпоху Ленина-Сталина-Хрущёва (последний объявил окончательное и бесповоротное состояние коммунистического общества в 1980 году), во второй раз — уже в наше время, когда коммунистическое общество всё-таки было создано… для олигархов.
Социалистическое общество также было создано, но для прожжёного, оголтелого отряда номенклатуры в масштабе 3.5-5 миллионов человек, суть и природу которых описали выдающиеся авторы-специалисты: Милован Джилас, Михаил Восленский (бывший сотрудник ИМЭМО) и Александр Николаевич Яковлев со своим эссе «Чёрная книга коммунизма».
За что боролись — на то и напоролись. Холодильник и интернет в одном приборе.