Мировая общественность разуверилась в дискурсах, мессенджах, легациях, посланиях, которые могли бы перевернуть (разумеется, к лучшему) общественно-экономический уклад в мире. Последняя попытка была сделана Мартином Лютером, Жаном Кальвиным и Ульрихом Цвингли, после чего мировая экономика продиктовала свой окончательный вердикт: золотой телец не будет в услужении высокого духа.
Народы мира перешли в новый технологический уклад по одной причине: они разуверились в слове. 2000 лет тому назад родился новый общественный уклад, затем (в эпоху Контрреформации) второй уклад, сегодня — третий.
Сторонники альтернативной системы, засевшие в группе Всемирного экономического форума, исчисляют мироздание промышленными революциями. Согласно их концепции, мы живём между пятой и шестой. Мировая экономика шла своим путём, стремясь повлиять на духовные устои.
Обратите внимание, что даже в Англии попытка пуританами во главе с Оливером Кромвелем отменить Рождество привела к своей английской версии Контрреформации — переходу от пуританской республики к полукатолической монархии.
В самой католической церкви ещё пуще: был совершен отход от традиционных норм богослужения, придуман трибут — отпущение грехов. То есть, в результате исповедания прихожанин мог по благословению Римско-Католической церкви получить отпущение грехов.
Она умело и своевременно отреагировала на предыдущие упущения, ведь реформация своим новым толкованием возвращала Веру к первородным источникам. Таким образом, католики выступили за союз церкви с прихожанами и церковь стала служить щитом, опорой новым веяниям Контрреформации.
Первые монахи-францисканцы, которых Колумб взял на борт кораблей, через 50 лет уступили место иезуитам, которые стали строить «правильные» храмы на месте пирамид местных народов — ацтеков и майя, например, собор Святой Марии Неустанной помощи в Мексике.
Каждые 10 лет церковь находит некое зерно, которое способно оплодотворить огромные католические массы (вспомним, что католическая паства — 2.1 миллиардов человек — самая большая на Земле), как это в последний раз было с Теологией освобождения. Так духовное возвращает себе место в светском миру.
Широким массам населения нужна Вера или укрепление основ уже существующей Веры. Новые формы верований, наподобие марксизма или марксизма-ленинзма-сталинизма, уже не просматриваются. Население мира отвергает слово, не подкрепленное духом.
В современной мировой экономике всё чаще и чаще замечаются новые тенденции в поиске новых форм распространения новых экономических моделей и технологий. Одна из последних инноваций — полторы тысячи ТНК первого уровня (Boeing, Airbus, но не только чисто технологических, производящих аппаратуру и продукцию машиностроения, а и финансовых, и инновационных) стали переходить от форм транснациональных корпораций к новому монополистическому укладу. Самым ярким выражением этого процесса стали изменения в структурах управления как самими ТНК, так и монополиями.
Если ТНК — это огромные агломерации концернов, управляемые из центра, то транскапиталистические монополии — агломерации концернов, которые представляют собой периферическую окружность без единого центра, но зато все концерны, входящие в окружность, имеют право высказывать своё мнение и, как правило, пока вся окружность не примет решение единогласно, монополия не принимает окончательного вердикта.
Такая структура более медленная, чем первая, но зато все решения более выверены и имеют более надежный, стабильный и долгосрочный характер. Сегодня мировой капитал смотрит не на среднесрочный горизонт прогноза, а на этап после 2050х годов.
Ещё одним заметным штрихом к новой ситуации в общественно-экономическом укладе мировой экономике является повсеместная замена топ-менеджеров технократов на топ-менеджеров гуманитариев и на тройки, которые вообще не входят в управление ТНК или ТНМ, наподобие кайданрэн в Японии.
Со времени японского экономического чуда 1980х годов на Западе предполагали, что предпосылки для этого создала японская религия — синтоизм.
Хотя в российских книгах по бизнесу о роли религии не принято говорить, она в разных обществах варьируется от главенствующей до значительной, на Западе начинают вспоминать дискуссию, начатую Максом Вебером в 1904 году.
Вера — это макросила, которая даже при потере интереса части общества к церкви оказывает влияние на социумы.
В исследовании Национального бюро экономических исследований США экономисты Луиджи Гизо, Паола Сапиенца и Луиджи Зингалес недавно увидели связь между религиозными взглядами и социальными и экономическими ценностями. Они выяснили, что религиозные убеждения связаны с «хорошими» экономическими отношениями, где «хорошо» определяется как более высокий доход на душу населения и экономический рост.
В том же исследовании говорится, что религиозные люди больше доверяют правительству и правовой системе, менее склонны нарушать закон и с большей вероятностью верят другим, что способствует стабильности в обществе.
Те из числа специалистов по мировой экономике, что не верят, умеют считать. Поэтому можно быть уверенными, что Рождество 2024 года будет праздноваться и впредь.