Помните, «… утка в зайце…»? То, о чём говорил в мультфильме Кощей русскому богатырю? Ведь речь шла о хранящейся в яйце игле — если эту иглу сломать, то жизни Кощея придёт конец. Вот почему механизм нахождения заветной иглы был таким многоярусным и сложным.
На самом деле, история с новым коронавирусом нам напоминает старую русскую сказку о той самой «заветной» игле — жизни Кощея. В той же самой сказке (есть замечательный мультфильм на эту тему, созданный замечательной русской школой рисованных фильмов, ныне окончательно и бесповоротно разогнанной) Кощей говорит такие слова Бабе Яге, которая его предала, рассказав витязю тайну кощеевой иглы: «Старая карга! Мы с тобой ещё сочтёмся!». Замечательно! Какой потрясающий образ!
Всё, что я сейчас пишу, напрямую относится и к ситуации с пандемией COVID-19. Пока мы не узнаем секрет вируса, мы не уничтожим Кощея — сам вирус, а самое главное — все те тёмные силы, которые его породили (кощеево царство).
Начну с главного. Хочу сказать буквально несколько слов о том, как зародилось североамериканское государство. И вот почему: дело в том, что причина появления нового коронавируса кроется, к моему великому сожалению, всё в той же самой пресловутой теории прибавочной стоимости, о которой писал бородатый классик.
США создали по сути дела бежавшие уголовники, преследуемые британским правосудием в эпоху многочисленных картофельных бунтов в период серии неурожаев в Ирландии. Первые олигархи североамериканских штатов — это выходцы из этих 100 семей, нашедшие себе достойное применение в диких условиях, которые им позволили по тем или иным причинам (не будем сейчас влезать в дебри почему) быстро разбогатеть. Быстро — это в рамках одного или половины поколения.
В Англии этих людей считали нуворишами вплоть до конца правления королевы Виктории. Их не принимали в британских салонах и в высшем обществе британской столицы в целом. Все случаи так называемых «счастливых браков», когда английский аристократ брал в жёны американку — наперечет. Одним словом, американцы для англичан и поныне — это «фи», нечто неприличное и не очень качественное.
Вся политика североамериканских штатов: как внешняя, так и внешнеэкономическая — это ничто иное как борьба со своим собственным комплексом неполноценности, попытка доказать Старому Свету, что они тоже — представители old money, хотя история их богатства всего лишь составляет 100 лет. Но главное не это, а то, что если копнуть (не дай Бог) изначальное происхождение этих капиталов — это информация не для детских ушей. Там кроется нечто такое, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Одним словом, история североамериканских штатов — это история борьбы за своё человеческое достоинство в условиях полного разгула «экономической свободы», свободы без руля и без ветрил. Однако есть ещё одна очень интересная сторона вопроса: в этой борьбе со своей тенью правовое и моральное сознание американцев очень серьёзно «подтянулось».
Приведу пример. Во время нового коронавируса отношение американских властей к своим согражданам вызывает серьёзное уважение. Обратите внимание на то, какие огромные суммы власти страны выделяют на поддержку пострадавших от этого всеобщего недуга. Потомки преступников, уголовников и беглых каторжников выросли в правовом и моральном отношении до высоких нот самой серьёзной общественной симфонии — они чем могут пытаются «скрасить» серьёзность ситуации — долларом, а не рублём.
Вот здесь-то как раз и стоит британскому истеблишменту посмотреть на американцев, и, может быть, если это возможно, и простить их в какой-то мере за их попытку, за стремление к благородству в очень серьёзной глобальной беде.
Я бы предложил британскому королевскому дому подумать и о возведении в дворянское достоинство министра здравоохранения США за его подвижническое отношение к собственным гражданам, хотя бы на предмет того, чтобы он стал примером для других стран, в том числе и для страны, которая некогда по недоумию облагодетельствовала самые богатые штаты в этом союзе американских штатов. Конечно, в той стране, на которую я указываю, в правящем классе не было беглых каторжников, и олигополия этой страны не состоит из уголовников и мордоворотов — это мы знаем наверняка. Но зато как они могут «облагодетельствовать» свой народ — это мы хорошо знаем.
МВФ объявил о падении мировой экономики на 20%. Через два месяца, когда пик эпидемии нового коронавируса спадёт, прогноз на снижение темпов роста экономики неутешителен: рецессия наступит молниеносно, а затем придёт и кризис. Ряд нобелевских лауреатов по экономике, в частности, Майкл Левит, указывают на то, что экономика по сравнению с кризисом 2008-2009 годов упадёт кратно (аналитики говорят о том, что этот кризис будет в пять раз сильнее прошлого).
Интересно сейчас узнать о том, кого «поблагодарить» за появление этого бактериологического явления, которое привело не только к пандемии, охватившей более 500 тысяч человек и 140 стран, стоила многочисленных человеческих жертв и кратно рухнувшей мировой экономики, выведение из которого, по словам ряда лидеров, включая француза Эммануэля Макрона, ляжет на плечи самых пострадавших — гражданского населения.
Это напоминает слова Виссариона Белинского, говорившего в своём письме Гоголю, что когда смерд отказывается платить и быть без вины виноватым, у власть предержащих всегда наготове плеть. Простой житель планеты должен быть всегда бедным и глупым — тогда власть спокойна, всё хорошо.
Но слова Кощея Бабе Яге напоминают о том, что народное сознание (а сказки — это его проявление) — всегда хорошее напоминание олигархам и их ставленникам о том, что не всегда история имеет спиралевидное развитие. Иногда порочный круг разрывается. Это мы тоже знаем.
Принц Чарльз, к сожалению, заболел новым коронавирусом. Дай Бог ему здоровья, процветания и бодрости духа. Заболеть COVID-19 в 71 год — не дай Бог. Но сидя дома и став невольным затворником, у него есть возможность прочитать мою статью и дать указание Министру Двора, их собственному Фредерихсу рассмотреть вопрос о присвоении звания «Сэра» министру здравоохранения США (фамилию забыл).