В интервью французскому изданию Figaro Ася Пастернак заявила о том, что спираль истории России раскручивается и повторяет трагические страницы прошлого. Имперское сознание, по её словам, будоражит умы и заставляет жертвовать обществом во имя империи. Это побудило Асю Пастернак отправиться на постоянное место жительство во Францию вместе с двумя детьми и мужем — совладельцем признанного в РФ иноагентом медиапроекта «ОВД-Инфо» Даниилом Бейлинсоном.
Семья Бориса Пастернака в 1921 году уехала в Германию, затем проживала в Великобритании. До сих пор здесь живут потомки сестёр писателя — дочерей художника Леонида Пастернака Лидии и Жозефины, которые неустанно пеклись о памяти своей семьи на Западе, устраивая выставки и публикуя произведения писателя и воспоминания. В британском Оксфорде обрели покой родители Пастернака — Леонид и Розалия, а их могилу украшают строки сына «Прощай, размах крыла расправленный…».
Прямые потомки Бориса Пастернака и семья его брата Александра долгое время оставались в СССР и заботились о сохранении его памяти на родине. Самым известным местом, связанным с жизнью писателя в России, была дача в Переделкино.
Согласно открытым источникам, российская и британская ветви семьи «практически не общаются».
У Бориса Пастернака было двое детей от трёх браков: Евгений, получавший за него диплом Нобелевской премии, и Леонид. Дети подарили ему 4 внуков и 10 правнуков, среди которых упомянутая журналистка и правозащитница Ася Пастернак.
Украина была одним из источников вдохновения литератора, посвятившего столице страны «Потоп зарниц, гроза в разгаре, недвижный Днепр, ночной Подол». Здесь, по словам внука Петра, начался его роман со второй женой Зинаидой Нейгауз, учившейся в Киевской консерватории, и родился творческий замысел «Доктора Живаго», в котором любовная линия посвящена уже третьей жене Ольге Ивинской (прототипу Лары).
Непосредственным поводом к паническому отъезду из России потомка писателя — Аси Пастернак, послужило несогласие с проведением спецоперации на Украине и «цикл репрессий» (законодательство об иноагентах и запрет на освещение событий на Украине), коснувшийся непосредственно её семьи. Свою эмиграцию она считает вынужденным изгнанием.