27 июня 2024 года был вынесен, возможно, самый загадочный приговор Головинского районного суда г. Москвы, по внутреннему убеждению судьи Е.С. Астаховой. Основанием стало то, что несколько свидетелей заявили, что не видели судебного пристава Надежду Початкову на одном из участков работы службы судебных приставов по СЗАО ГУФССП России. Суд назначил ей наказание в виде лишения свободы на 3 года (условно) согласно ч. 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество), и работодатель был вынужден проститься с ценным сотрудником..
Из приговора: «Початков Я.В. в связи с занимаемой им руководящей должностью, находясь в неустановленном следствием месте, в период времени, предшествующий 01.01.2013, более точный период времени следствием не установлен, действуя из корыстных соображений и материальной заинтересованности, вступил в преступный сговор со своей подчиненной Початковой Н.В., направленный на хищение бюджетных средств УФССП России по Москве путем получения денежных средств, выделяемых в качестве зарплаты сотруднице Щукинского отдела судебных приставов УФССП России по Москве, фактически не осуществлявшей свои служебные обязанности, предложив Початковой Н.В. больше не появляться на рабочем месте…».
При этом судебный пристав Надежда Початкова в поте лица (по другому там нельзя) работала в ФССП с 2008 года, и лишь с 30 апреля 2025 года она была вынуждена уйти с работы в связи со вступлением приговора Головинского районного суда г. Москвы в законную силу. Таким образом, «внутреннее убеждение» судьи Е.С. Астаховой прекратило рабочий стаж судебного пристава в уважаемой организации.
Конечно, к ответственности не были привлечены ни С.Г. Замородских, сегодня руководитель СОСП ГМУ ФССП России, который официально принял Надежду Початкову 28 августа 2008 года на работу (он даже не был вызвал в суд в качестве свидетеля), ни начальник отдела кадров, оформлявший назначение сотрудника и его переводы согласно служебному расписанию.
Причина проста: факты, рассмотренные в судебном следствии, показали, что судебный пристав в течение почти 17 лет всё-таки исполняла без нареканий служебные обязанности, И получала она даже меньше, чем среднестатистический пристав Москвы!
Например, начальник Отдела судебных приставов СЗАО В.В. Дегтярев в судебном заседании 12 декабря 2023 года сообщил, что Надежда Початкова занималась, в частности, предоставлением табели учета рабочего времени за его подписью в Управление, и он вплотную работал с ней как минимум в течение пяти предшествующих лет.
«Наличие оперативного состава проверялось, — не без удивления пояснил он. — Иногда Н. Початкова находилась на рабочем месте, иногда не находилась ввиду того, что, возможно, была на мировом участке. Если бы возник вопрос, где сотрудник, в тот же день была бы проведена проверка. Сигналов об отсутствии на работе не было».
Табельные документы сохранились, но не были востребованы судом. Между тем, и другие свидетели, такие как пристав М.А. Шабанов, сообщил, что видел на службе Надежду Початкову.
Суд, однако, решил иначе, и на основании ответов нескольких приставов, что они не видели другого пристава на своем участке, обвинил сотрудницу в мошенничестве. Это сопутствующее обвинение позволило дать её мужу Яну Початкову реальный срок тюремного заключение по делу, о котором мы подробно писали в статье «Почему не прекращаются самоубийства судебных приставов?«.
Нам удалось узнать у бывшей сотрудницы ФССП Анны, откуда взялось противоречие, что кто-то видел сотрудника на рабочем месте. а кто-то нет. «Яна Викторовича Початкова я знаю с 2003 года, когда пришла устраиваться к нему на службу, нас было всего пять человек, — пояснила она. — Постепенно он отбирал лучших, честных, чистых, чтобы вовремя, трезвые, бритые приходили на работу и внешний облик соответствовал чести мундира. Мы всегда работали командой, были друг у друга на виду. Потом служба стала расширяться, стали набирать людей. Изначально у нас было два суда — Тушинский и Хорошевский, и участки мировых судей. Кто-то был закреплен за дальними участками и сразу заступал на них. Конечно, бывало, что с кем-то мы долгое время не виделись. Сначала мы обслуживали округ; потом нас разделили на отделы, затем снова объединили. Мы пережили ряд реорганизаций. Например, дальние участки Строгино, Митино, Куркино расположены очень далеко от отдела и человек сразу выходит на работу туда. Хорошевский суд — один из многих участков, поэтому неудивительно, что некоторые посменно работавшие приставы могли не пересекаться с сотрудником, который возил документы в Управление».
Анна помнит, что Надежда Початкова была одной из самых ответственных приставов, которых ставили в суд, когда другие по болезни или по пьянке не выходили на работу, и очень сожалеет, что система так жестоко обращается с лучшими людьми.
Между тем, Надежда Початкова не только получила судимость, но и прошла тяжкие испытания, пока велось следствие. Хорошевским районным судом г. Москвы от 14 апреля 2023 года было установлено, что она подверглась давлению — была незаконно лишена защиты. Согласно вынесенному Решению Хорошевского районного суда Москвы от 14 апреля 2023 года, следователь В.Ю. Илюхина вынесла незаконные постановления об отводе её адвокатов, не соблюла положения ст. 72 УПК РФ (и, в конечном счете, ст.48 Конституции РФ).
Мы уверены, что всего этого можно было бы избежать, если бы Головинский суд не постеснялся официально сделать запрос в ФССП и побеспокоить высшее руководство организации. Стыдно, кстати, за них, что позволили, обладая реальной информацией по занятости своего пристава, состояться решению «по внутреннему убеждению» не знающего деталей несения службы судебных приставов суда.
Наша редакция продолжает следить за этим интереснейшим делом и знакомить с ним читателей. Продолжение следует.
* – имя нашего свидетеля изменено



