Тем не менее, экспаты ехали работать в Россию, пока не случилась пандемия коронавируса, которая произвела серьёзный удар по международному рынку труда, серьёзно сократив число желающих жить и работать за рубежом. Международная профессиональная мобильность перестала быть растущим трендом. «Мы никогда так много не рассуждали о том, как вернуться домой», — признаются европейцы.
Исследование BCG и Cadreploi свидетельствует, что французские высококвалифицированные специалисты всё меньше хотят зарабатывать в других странах. Если в 2018 году их было 69%, то сейчас не более 55%. Конечно, меньше всего они хотят ехать туда, где им не нравится.
Россия ощутила неблагоприятные последствия пандемии для рынка труда на себе. Если в 2019 году, по данным МВД, было оформлено 34 тысячи разрешений на работу высококвалифицированных специалистов, то в 2020 году — 21 тысяча. Средняя зарплата такого экспата оценочно составляла 600 тысяч рублей в месяц.
Недавно в России Минэкономразвития была подготовлена законодательная инициатива о том, чтобы экспаты и члены их семей, при условии дохода выше 250 тысяч в месяц, получали бессрочный вид на жительство. Это может избавить семьи от пандемических ограничений и разлуки, но вряд ли решит вопросы, относящиеся к основному недовольству иностранцев в России.
Если тенденция продолжится, то заманивать экспатов в нашу страну потребуется с большим мастерством и при этом не пренебрегать финансовыми мотивами. То есть, прибавлять им зарплаты «за вредность».