Рождественская ёлка в жизни русской эмиграции

Рождественская праздничная ёлка к моменту русской революции существовала в нашей стране один век, а пришла она из Германии. До этого новогоднее хвойное создание в России в таком качестве не использовалось. Ещё в 1820х годах, по свидетельству А.А. Бестужева-Марлинского, ёлка воспринималась как обычай исключительно немецких семей, населявших треть Санкт-Петербурга, и называлась по-немецки — Weihnachtsbaum.

Наряжать ёлку и водить хороводы, класть под ёлку подарки и даже спать под ней в святочную ночь — традиция более позднего периода, начало которому было положено в 1817 году. Тогда на Рождество великая княгиня Александра Фёдоровна — немка, созвала первую детскую ёлку (праздник), ставшую постоянной.

Затем «немецкое дерево» настолько было принято в нашей стране, что эмигранты-изгнанники считали его одним из символов уходящей России. В 1890е годы по Москве и Петербургу прошли выставки рождественских открыток. Из них следует, что культ рождественской, а затем и новогодней ёлки прижился у нас как, вероятно, ни в одной другой стране Европы.

В 1890 году Илья Репин написал картину, которая предваряет нашу статью. Художник также стал изгнанником, укрывшись в Пенатах (тогда — Финляндия), где на Рождество собирал большой отряд родственников и друзей.

«Пели, плясали, водили хороводы вокруг елки» в доме Сергея Рахманинова, где на несколько дней или неделю на празднование Рождества собиралась полная семья, а сам композитор веселился, одаривал гостей и дурачился.

По грустной иронии судьбы, он покинул Россию с женой и детьми в канун Рождества 1917 года. Первый праздник Рахманиновых на чужбине прошёл без ёлки. «По случаю Сочельника улицы Стокгольма и здания были празднично декорированы, — вспоминала жена Наталья. — Люди были оживленные и веселые, попадались и подвыпившие. В отеле тоже было шумно и весело, а мы сидели, запершись в своем номере, грустные и одинокие».

Остались без ёлки не только Рахманиновы; для многих изгнанников она стала недостижимой мечтой, проникнутой тоской о родине. «Теперь близко Рождество, — писал в 1920м году в Финляндии Александр Куприн. — Когда-то… помните?.. была Рождественская елка… подарки… улыбки… но… Боже мой, как давно…». Так он умолял соотечественников поддержать русскую гимназию в Перкиярве.

В наши дни это — Ленинградская область, тогда — финский приют князя Салтыкова, князя Львова, генералов Зайдлера и Козловского, сенатора Романовского, полковника Сурина и других, которые с большим трудом выживали в эмиграции.

Власть, занявшая Кремль после 1917 года — полная энтузиазма нововведений, захлестнувших сознание преобразователей мира, довела их до исступления. Ёлка стала символом русского консерватизма, её отождествляли со всем тем, что в Советской России напрочь отвергалось: связь с мировой цивилизацией. И только в 1936 году (почти через 20 лет) была проведена первая новогодняя елка в Кремле, то есть, дерево реабилитировали.

Ёлка, несмотря на попытки привить ей коллективизм в России и ограниченные возможности эмигрантов за рубежом, упорно демонстрировала бережное отношение к традициям и к семейным ценностям. Тем более когда её украшают всей семьей во главе с отцом — главой семейства. Более того, русский подход подхвачен и аристократическими семьями европейских стран и перешел через океан в сознание жителей Нового света.

Моя мать рассказывала, что по программе ООН на Рождество гостей из СССР направляли в семьи русских эмигрантов, поскольку они хотели согреть своим семейным теплом «большевичек». Первое, на что обращалось внимание — рождественская утка и ёлка. В рамках этих поездок советским сотрудникам МИД предлагалось принять участие в украшении хвойных созданий и поднять бокал шампанского.

Русская эмиграция — вещь грустная, печальная, но давшая миру ряд явлений, среди которых такая потрясающая инновация, как рождение культа моды как части полноценной мирового искусства.

Из 10 ведущих модных домов Парижа 1920-1930х годов 7 были русскими или находились под непосредственным патронажем русских. Из 30 мировых модных домов не менее 25 были либо созданы русскими либо при участии русских, либо на деньги или продюсерство русских.

Вы подумали о самом знаменитом доме, созданном племянницей Николая Второго Ириной Романовой вместе с мужем Феликсом Юсуповым? Последний был известен потрясающим вкусом в живописи и дизайне и ярким стилем в политике. Но наиболее известным его пируэтом стала инсценировка — спектакль, завершившийся убийством фаворита Романовых Распутина.

Модные дома Парижа, Берлина, Праги и Нью-Йорка стали плацдармом для вновь созданной индустрии высокой моды, бывшей до тех пор достоянием узкого круга людей.

В настоящее время индустрия моды по объёму инвестиций стоит на втором месте после рынка роскоши де люкс. Поэтому на Западе, прежде всего во Франции, джет сет мирового уровня изучает наследие русской культуры, перекочевавшее благодаря России в западный мир. Своё место в нём находит и русская ёлочная традиция.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку