Есть три страны мира: Венесуэла, Колумбия и Турция, которые особенно склонны к показу многосерийных мыльных опер. В настоящее время в один ряд с ними встала и Украина, где до 30% «развлекательного эфира» на телевидении заполняется многосерийными телевизионными рассказами о бытовании людей среднего достатка.
Продюсеры и администраторы телевидения заказывали психологам и социальным экономистам анализ для понимания высокой популярности этих сериалов, появившихся ещё на заре телевидения.
Результаты анализа и выводы, к которым пришли специалисты, поражают. В основе зависимости людей от мыльных опер лежит то же, что и в зависимости от алкоголя, наркотиков, шоколада и даже секса: стремление к внутреннему, а не физическому покою, социально-психологическому иммобилизму (внутренней недвижимости, некоей внешней «нирване»).
Об этой зависимости было известно ещё в середине XIX века, и это улавливали некоторые социальные писатели, такие как сэр Артур Конан Дойль. Последний дружил с медиками и психиатрами, которые ему, видимо, и подсказали то, что потом стало главной «фишкой» знаменитого автора «Шерлока Холмса».
То самое социальное убаюкивание, которое «поймал» знаменитый автор детективов, и легло в основу его «нонстоп-сериала» о Шерлоке Холмсе.
Чем известен Конан Дойль в этом смысле? Пожалуй, он — лучший пример того, как работала двусторонняя связь в механизме названного феномена. Автор детектива — зрительская (читательская) аудитория. По сути дела, именно читательская аудитория в конечном счёте заставила автора популярных детективов и создателя Шерлока Холмса уже против воли писателя продолжить нескончаемую «мыльную оперу».
Когда профессор Мориарти сбрасывает Шерлока Холмса в знаменитом ущелье в воды Германского водопада, Шерлок Холмс не погибает, а «восстаёт из пепла» как птица-Феникс.
Не прошло и двух недель после выхода в свет повести, где Конан-Дойль окончательно решает покончить с наскучившим ему персонажем, как издателю и самому автору детектива стали приходить письма (некоторые — с прямыми угрозами физической расправы), которые побудили английского писателя продолжить сизифов труд «чёрного на галерах» — с утра до вечера писать истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне; не столько за высокие гонорары, сколько за спасение жизни
Читательская аудитория уже не могла жить без привычного персонажа, ставшего частью их истеблишмента и привычного бытования Викторианской эпохи.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон неоднократно повторяли свою историю во многих сериалах, в том числе на российском телеэкране. Автор российского варианта Игорь Масленников отмечал, что феномен Шерлока Холмса повторился и в его случае. Вместо запланированных трёх серий, которые фигурировали в первоначальной заявке, режиссёру пришлось «выложиться» на все 8 серий.
Феномен привыкания к многосерийным фильмам и многоэпизодовым контентам подробно исследован социальными психологами и даже социальными экономистами. Это нечто удобное для удачливых предпринимателей, нашедших свой лакомый кусочек в виде визуальной ли, звуковой ли линии, которая в ряде случаев может длиться до бесконечности.
На этом же феномене строились телевизионные передачи Кашпировского и других «целителей» и «религиозных» проповедников, и прочих вещателей. Это ничто иное как форма зомбирования человеческого сознания, о которой так ярко и масштабно писала академик Наталья Бехтерева — дочь знаменитого психиатра, основателя некогда новой дисциплины в медицине — сомнологии (науки о сне).
Спать с открытыми глазами — самое любимое дело для многих даже вполне психически и физически нормальных людей. Этот факт давно доказан наукой и, как теперь понятно, учитывается и специалистами-маркетологами.