Швейцарское и российское экономическое поведение стало объектом обсуждения экспертов на круглом столе «Как относятся к деньгам в России и Швейцарии», состоявшемся в Резиденции Посольства Швейцарии в Москве. Выяснилось, что это поведение существенно различается в двух странах, однако во многом различия объясняются объективными условиями — экономическим положением населения. В то же время, надо заметить, что это не единственная причина, да и внутри Швейцарии отношение к деньгам варьируется внутри национальных групп.
«Вы будете удивлены, что не все швейцарцы работают в банках», — шутит проф. Мартин Браун (университет Галлена). Но мы понимаем, что без определённой склонности населения к денежным вопросам швейцарские банки не приобрели бы всемирной популярности. И действительно, деньги — это главный объект тревоги среди людей; по этому поводу швейцарцы тревожатся больше, чем по семейным или иным важнейшим для нас вопросам.
Возраст не делает людей в Швейцарии менее или более зависящими от финансовой составляющей. Учёные выяснили, что отношение швейцарцев к деньгам практически не меняется со временем. Они не только сами вникают в денежный вопрос, но и приобщают к этому детей, теперь начиная со школьной скамьи (финансовое школьное образование стало обязательным в стране, причём по просьбе их родителей).
Мы не удивляемся, что в Швейцарии финансовая грамотность выше, чем в ЕС, и тем она особенно высока относительно РФ, где финансово грамотны менее 40% населения. По швейцарским опросам понятно, что чем у людей больше денег, тем трепетнее они к ним относятся, и требуют от детей получения финансового образования.
Что касается денег, то у населения Швейцарии их гораздо больше, чем у населения России. Средний доход в первой стране составляет $122’000 на домохозяйство, во второй он варьируется в зависимости от региона в диапазоне $7’014-$11’695 (для оценки взяты данные Ромир за 2017 год, но рост реальных доходов в 2018 году по данным Росстата составил менее 1%). Пенсионеры в Швейцарии получают не менее 1’175 франков (75 тыс рублей), в России минимальная пенсия — 8’846 рублей — почувствуйте разницу. Какая тут забота о финансовой грамотности; если нет денег, то нет и проблем! Если учесть долговую нагрузку на домохозяйства в размере 16 трлн рублей по данным Центробанка, то становится ясно, что русским не до управления счетами.
«В 2019 году 15% расходов русских людей составили обязательные платежи, — говорит Олег Шибанов (РЭШ и Сколково), — Как отмечают эксперты, со следующего года доля обязательных платежей в доходе станет критической». Учёный ссылается на данные исследований Левада-центра (признано иноагентом в РФ), который посчитал, что только 3.7% дохода домохозяйств идёт на сбережения, а две трети россиян не могут копить вовсе — не из чего. Да и нынешними сбережениями порядка 200’000 рублей на чёрный день себя не обеспечишь — разве что скопишь на скромные похороны.
Другое дело у альпийских соседей. «Швейцария — это большой сберегатель», — сказала представитель Национального банка Швейцарии Пинар Ешин. Сбережения в стране составляют около 35% от ВВП. Зачем копят швейцарцы? Прежде всего, они откладывают на старость. «Важным фактором сбережений является пенсионное обеспечение», — говорит эксперт.
Грустно. Но радует одно — русские находят в себе силы оставаться нацией, которая не думает только о деньгах, и даже при случае рассуждает об их философских смыслах: не бери чужого, не зарабатывай слишком много, деньги счастья не принесут и т.п. Об этом рассказала профессор РГГУ и РЭШ антрополог Александра Архипова. «У русских моральная экономика», — заключила она.
Конечно, швейцарцы тоже моральная нация, и для них тоже существуют категории христианства и взаимопомощи. Но кто знает, как бы они, с их постоянной мыслью о деньгах, повели себя в российских реалиях, когда и денег нет, и надеяться не на что…