Формально на точки общепита в Европе наложены серьёзные ограничения (они могут работать с 6 утра до 8 вечера) или они должны полностью закрыться, в зависимости от ситуации с коронавирусом в конкретном регионе. Но в реальности всё не совсем так. Население устраивает настоящий саботаж властям, которые хотят отнять у рестораторов заработок, а у людей — возможность общения и вековую традицию, которой они очень дорожат. А заодно и здоровье.
Каждый, кто бывал в Италии, знает, что там есть общедоступные магазины и рестораны, куда может зайти каждый турист, а есть и такие, вход в которые осуществляется только по предварительной записи. Со стороны это заведение выглядит как обычная квартира, без вывески и опознавательных знаков. Но почему-то сюда с завидной регулярностью ходят гости: они звонят в дверь и им открывают. Двери магазинов могут быть и открыты, но это не меняет дела. Это места для своих.
Семья — владельцы магазинчика или домашнего ресторана, обслуживает своих соседей едва ли не веками. «Мой дед покупал там, мой отец покупал, теперь я буду покупать там продукты», — говорят люди, и игнорируют большинство предложений стать клиентами «более проверенных, социально ответственных и известных брендов».
Если Вы зайдёте в небольшой итальянский или французский магазинчик, Вас с удовольствием обслужат. Вас приятно удивят там и качество, и цены. Ассортимент будет совсем не таким, как в супермаркете или Duty-Free. «Да, у меня нет «Вдовы Клико», — с гордостью расскажет Вам француз в винной лавке, — потому что это массовая продукция. Всё, что у меня есть — это индивидуальные вина, каждая бутылка со своим номером, она уникальна».
Аналогичная ситуация в Испании, но там есть широко практикуется ещё один вид заведений: кулинарные клубы. Как правило, они объединяют в своих рядах мужчин, среди которых устраиваются встречи под предлогом приготовления каких-либо блюд. Например, паэльи. Блюдо готовится едва ли не целый день, и его сопровождают разговоры, разговоры, разговоры…
«Пандемия-не пандемия, а мы всё равно встречаемся», — доверительно говорят испанцы.
Как следует из репортажа Figaro, французские ресторанчики и столовые продолжают обслуживать людей с заднего входа. Так, рассказывается там, формально закрытый ресторан в центре Марселя начиная с полудня показывает удивительную активность, хотя и при закрытых ставнях.
Люди звонят в соседнюю дверь, их пускают внутрь и они по коридору проходят в свою привычную столовую. Только свои — постоянные клиенты или те, кого привели друзья и знакомые. Выбор блюд стал меньше, но качество осталось неизменным, всё по-домашнему. Здесь есть всё, что требуется по закону для дезинфекции и социальной дистанции, и клиенты знают, что ничего кроме здоровья не получают, посещая этот ресторан. «А что, — спрашивают рабочие, — если мы будем есть бутерброды на рабочем месте, или закажем неизвестно кем приготовленную еду через Интернет будет лучше?».
Официально персонал этого заведения числится на дистанционной работе и получает минимальную зарплату. Они не боятся того, что их прикроют: «Если нам снова запретят работать и мы не будем этому сопротивляться, то мы как бизнес всё равно перестанем существовать», — рассказали репортёру.
Французы, испанцы и другие жители Европы знают, что нарушают закон, но им это всё равно. Это проблема не их, а закона, который не служит во благо людям. «Это как сухой закон в США, который все нарушали сто лет тому назад!», — улыбаются клиенты.
По данным издания, не менее 20% французских мест общепита сегодня работают в подпольном режиме. Речь, конечно, идёт не о сетевых заведениях, а о тех, чьё качество имеет давнюю репутацию в определённом месте.
Жаль, что в России эта культура в основном была разрушена Советской властью. Если бы это сохранилось, у нас тоже появилось бы право выбора.