Забавный эпизод произошёл в судах, где российский олигарх Дмитрий Рыболовлев начал новый этап борьбы с западными арт-дилерами за чистоту продажи предметов искусства. После безуспешной попытки обвинить в махинациях своего эксперта Бувье, он подал иск против крупнейшей компании-акциониста Sotheby’s, и услышал позицию: «Он доверяет своим советникам и не настаивает на ознакомлении с документами, которые могли бы показать, куда именно уходят его деньги, — сказал юрист компании. — Рыболовлев поступал так, даже когда он покупал произведения искусства, стоившие десятки миллионов долларов».
Оказывается, российский миллиардер ленился вникать в покупки, которые совершал для него Ив Бувье. Помощник Рыболовлева никогда не оформлял агентское соглашение с экспертом, никогда не запрашивал контракты с продавцами, у которых тот покупал произведения искусства, и никогда не проверял счета. При этом олигарх обиделся на бывшего эксперта и друга, узнав, сколько тот «наварил» на продаже картин.
Речь идёт как минимум о $160 миллионах, осевших в карманах дилера (по другим оценкам, он «накручивал» 100% к цене). Это что-то вроде комиссии, которую Бувье решил взять за свои труды. Возможно, что её пришлось разделить с Sotheby’s, по крайней мере адвокаты считают аукционный дом пособником эксперта.
Дмитрий Рыболовлев вложил в искусство с помощью Ива Бувье более $2 миллиардов (его общее состояние оценивалось в $7 миллиардов), и многие из инвестиций оправдали себя. Но его очень обидело, что олигарх платил консультанту, а тот оказался дилером, и заставил платить вдвойне.
Надежда российских олигархов на то, что работа на них не должна оплачиваться — это просто высокая честь — вылилась в создание волонтёрского движения, куда рекрутируются одурманенная нищая молодёжь. Но на Западе всё же принято получать оплату за свой труд, и эксперт быстро понял, как нужно работать с самонадеянным Рыболовлевым.
В числе рассматриваемых четырёх произведений, объектом претензий стала картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира», которую Бувье купил на Sotheby’s за $83 миллиона, а днем позже перепродал Рыболовлеву за более чем $127 миллионов. В 2017 году Рыболовлев продал ее через Christie’s за исторические $450 миллионов, поскольку она стала самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе.
Когда олигарху напомнили, как на него очень неплохо поработал Бувье, он сказал: «Скажем так, я вижу возможности для улучшения». Свои попытки засудить дилерскую сеть Рыболовлев называет борьбой за то, чтобы рынок искусства на Западе был чище. Видимо, как тот, что действует в нашей стране.
Хотя капитал олигарха российского происхождения (он появился в результате продажи приватизированной компании по производству калийных удобрений, и был выведен из России за рубеж), впоследствии Рыболовлев приобрел долю в банке на Кипре, футбольную команду Монако, греческий остров и дома для своей семьи в Швейцарии, Монако, Нью-Йорке и на Гавайях.
Видимо, он сегодня борется за более комфортный для себя новый регион проживания (новую родину?), как истовый потомственный революционер, или попросту стремится вслед за Березовским и Абрамовичем легализовать источники капитала и свои приобретения предметов искусства через суды. Этим можно было бы объяснить несколько невнятные исковые требования, выдвинутые им в отношении обогативших его игроков глобального арт-рынка.