Роскомнадзор (РКН) ограничил мессенджеры Telegram и WhatsApp* (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) в предоставлении возможности клиентам звонить друг другу. По сообщению ведомства, несоблюдение ими российского законодательства в части выстраивания преград преступникам открывает последним возможности для мошенничества, вовлечения в терроризм, диверсии и вымогательства.
Слухи о частичном запрете мессенджеров ходили начиная с мая, но казались беспочвенными. В WhatsApp* в течение длительного времени случались сбои в работе, однако, мессенджер устоял, и сохранил аудиторию. При этом он не выполнял предписаний РКН по гармонизации своих правил с российским законодательством, и, в конечном счете, столкнулся с серьёзными ограничениями в работе.
Ситуация с Telegram более благоприятна, его позиции крепче, поскольку этим мессенджером активно пользуются в зоне СВО. По словам военкора Александра Коца, в регионе военных действий функция голосовой связи будет обеспечена в полном объёме.
Когда мессенджеры пересмотрят свою политику, Министерство цифрового развития обещает рассмотреть возможность отмены установленных частичных ограничений на звонки. Они, однако, упорствуют. В официальных ответах мессенджеров после объявления об ограничениях говорится, что защищенная сквозным шифрованием конфиденциальность звонков задумана как противопоставление «попыткам правительств нарушить право людей на безопасное общение», а в том, что касается противоправных действий, у обеих компаний внедрен мониторинг публичных частей платформы и миллионы незаконных материалов ежедневно удаляются.

Эта позиция приведёт, вероятно, в конечном счете к сохранению ограничений вплоть до окончания СВО. Олег Матвейчев, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, пояснил, что неудобства семей вызваны слишком высокими рисками подвергнуться воздействию экстремистских и террористических группировок. «Мы видим масштабы этого мошенничества, как 6-летних девочек используют в качестве террористов и камикадзе. Когда выяснится, что ребёнок был завербован украинцами за 10 тысяч сделать какую-то закладку и где-то взорвать электрическую станцию и он оказывается пожизненно осужденным за терроризм, то мама с папой сами спросят: а что вы этот воцап раньше не запретили? Или когда мама-пенсионерка переправит деньги мошенникам, отношение будет другим и будут винить во всём государство. Пока идёт эта война, в том числе информационная, придётся потерпеть: когда террористическое государство Украина будет ликвидировано — эти проблемы уйдут на второй план».
Олег Матвейчев допустил полную блокировку мессенджеров в текущих непростых обстоятельствах, поскольку иностранные мессенджеры с 2022 года полностью игнорируют российское законодательство и ни в какой мере на сотрудничество с властью не идут.
Как отметили в РКН, основанием для введения ограничений стали обращения силовых ведомств и простых граждан. Среди тех, кто настаивал на ограничениях, были также операторы связи МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2, которые недосчитывались прибыли в связи с массовым использованием мессенджеров для звонков.
WhatsApp* ежедневно пользуются 68% граждан, а Telegram – 55%. Согласно Mediascope, речь идёт о 96 и 90 миллионов пользователей соответственно. Это целый рынок, который может компенсировать расходы на поддержание инфраструктуры «обеспечения бесперебойного сигнала» сети интернет.
Другой выгодоприобретатель от ограничений мессенджеров – сервисы обхода блокировок. Вероятно, что часть потребителей будет пытаться найти способ по-прежнему звонить через Telegram и WhatsApp*.
Существует и версия, что назревшие ограничения работы «иностранных мессенджеров» связаны с возможным скорым появлением национального проекта, который будет соответствовать требованиям российского законодательства и сохранит свой функционал.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена