Как сообщили в РБК со ссылкой на исследование Superjob, только 22% россиянок работоспособного возраста жаждут получить в подарок на Международный женский день цветы, при этом большая часть из них справедливо называет такой подарок совершенно бесполезным. В основном женщины хотели бы получить что-то более полезное в этот день: начиная от романтического вечера и косметики и заканчивая билетами в театр и ювелирными украшениями.
Но 70% мужчин в этот день подарят своим дамам (включая коллег) букеты из тюльпанов. И представьте себе, что только каждая третья получательница букета в России будет рада такому подарку!
Ведь подавляющее большинство женщин в России получит в этот день подарок, средний чек которого, по опросу Webbankir, составит 10 тысяч рублей, а средняя цена букета приближается к 20% этой суммы. Каждый третий мужчина проявит такую расточительность исключительно на 8 марта.
На самом деле, мода дарить цветы — это мода, не имеющая истоков в русской традиции. До XVIII века украшение цветами носило ритуальный характер — обмен цветочными венками у славян происходил в связи со сватовством и свадьбами, а в христианский период цветы стали не менее значимым элементом церковного праздничного богослужения.
При этом цветы в церквах специально подбираются к празднику и также несут в себе определённый смысл.
Так, в день Светлого Рождества Христова церковь будет украшена хвоей — символом бессмертия и вечной жизни, и элементами белых цветов (лилий и хризантем) — символом чистоты. В другие праздники белые же цветы послужат напоминанием о событиях Евангелия. В день Крещения — об очищении, в Страстную пятницу — о погребальных одеждах распятого Христа. Красные цветы (розы и гвоздики) будут уместны накануне Пасхи, и тогда они символизируют страдания (страсти) Господа во имя нас. А на Вербное воскресение храмы украсят вербами (русским аналогом финиковых вестей), которыми встречали Иисуса Христа в день его Входа в Иерусалим.
Дарить же прекрасным дамам срезанные в саду или сорванные полевые цветы стало популярным после распространения в России заподноевропейской садово-парковой культуры в XVIII веке, и особенно в эпоху романтизма. Но эта мода была модой части высшего слоя общества — именно по причине бесполезности такой траты. Говорят, что первыми, кому стали дарить букеты цветов, были актрисы.
В советское время традиция продолжилась, причём в её светском варианте. Поскольку церковные праздники и события заменили даты вроде 7 ноября и 8 марта, то цветы помогали создать праздничное настроение даже там, где причин для него не было. Да и денег в основном стало хватать только на цветы. При этом на место символических значений цветочных композиций пришло потребительское правило покупки эстетичного, большого и красивого букета как знака большого внимания.
Появилась и новая трактовка значения цветов, более простая по сравнению с прошлым. Так, красная роза, подаренная девушке, якобы является символом страсти по отношению к ней, розовая — нежности и дружбы, а жёлтая — упрёком в измене.
Советскому мужчине через кинематограф и трудовой коллектив внушали, что на Международный женский день он должен одарить освобождённым революцией от плена быта женщинам цветами. Он это до сих пор и делает как рудимент ушедшей советской культуры. А женщины умиляются и думают: лучше купил бы мне новый айфон, серьги или духи. Но главное: проявил бы побольше внимания.
По статистике, в России огромное число одиноких женщин «в возрасте», превышающее в 9 раз число одиноких мужчин.