Достижения виноградарей Вышеградской четвёрки, с которыми нас познакомили 22 ноября 2022 года в Словацком культурном центре на заседании Дворянского винного клуба Nobile Vino, получили самые высокие оценки гостей. Яркие запоминающиеся образцы из Венгрии, подчёркнуто благородные представители Польши, тонкие душевные вкусы Чехии и, конечно, уже знакомая нам эксклюзивная ароматная продукция Словакии подарили незабываемый опыт соприкосновения с тем, что великий русский поэт называл «Вакховой влагой».
В прогулку по истории виноградников Вышеградской четвёрки, винодельческим традициям и достижениям виноделов участников заседания сопровождал бессменный глава Дворянского винного клуба, предводитель Московского Дворянского Собрания Олег Вячеславович Щербачев. Ему известен каждый регион и сорта, которые используются для производства вин.
В тот вечер мы особо ощущали радость и надежду России – первое с 1917 года рождение потомка Романовых на российской земле. Пожелания здоровья и счастья высказывались в адрес Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича и Его супруги Светлейшей Княгини Виктории Романовны, которые 21 октября 2022 года стали родителями наследника — Светлейшего Князя Александра Георгиевича Романова. Они нашли время в своём насыщенном графике и посетили заседание Дворянского винного клуба Nobile Vino.
Великого Князя Георгия Михайловича в шутку (а в какой шутке нет доли правды?) попросили учредить свою марку вина, достойную императорской фамилии. Безусловно, и словацкая, и венгерская, и польская и чешская продукция могли бы с честью удовлетворить потребности Двора, однако именно с нашей страной связана судьба Великого Князя Георгия Михайловича, который принял решение жить с семьёй в России. Его Императорское Высочество улыбнулся и обещал подумать о собственном российском винном бренде.
В XIX-XX веках Романовы заказывали поставки из виноделен Ольденбургов на Кавказе и Голицыных в Крыму, поощряя российскую продукцию. Но сегодня известны напитки царственных особ в других странах (принца Лихтенштейна, Букингемского дворца, японского императорского дома, датской королевской семьи), почему бы к этому списку не добавить и вина Российского Императорского Дома?
Известие о том, что в Чехии сегодня производятся шампанское и вино, стало первым удивлением вечера. Страна, которая славится совсем другим напитком, оказывается, искусна и в приготовлении вин!
Увы, Чехия не планирует широко экспортировать своё вино, как и Венгрия, ассортимент которой выходит далеко за пределы известных марок. «То, что мы производим, используется преимущественно для себя, мы не можем производить по 40 миллионов бутылок вина, как этого хотели бы некоторые импортёры», — поделились дипломаты на вечере.
Тем временем отечественные вина заслужили популярность в Словакии, Чехии, Венгрии и Польше – наряду со знаменитыми французскими, итальянскими и испанскими винами (а подчас и вместо них), их предпочитают всё больше жителей страны.
Особенное удивление у Дворянского винного клуба Nobile Vino вызвали польские образцы, которые, как и эксклюзивная продукция других стран Вышеградской четвёрки, создаются в основном для внутреннего потребления и угощения дорогих гостей.
Конечно, то, что в Польше выращивают виноград и делают вино на его основе, известно в истории. Когда-то польские вина пленили Талейрана и Наполеона Бонапарта. Император вспоминал, как Валевские радушно встречали гостя продукцией собственной винодельни, и написал об этом в своих мемуарах.
О том, чем угощал своих гостей: короля Чехии Яна I и короля Польши Казимира III венгерский король Карл I Роберт во время Первого Вышеградского съезда в ноябре 1335 года, мы можем только догадываться. Но люди говорят, что во время королевских приёмов из фонтанов текло вино. В течение двух месяцев все разногласия монархов были урегулированы, Тренчинская конвенция ратифицирована и возник прообраз того, что сегодня называется Вышеградской четвёркой.
О противнике Первого Вышеградского съезда – Австрии, нам напоминал только яблочный штрудель, который был предложен гостям заседания на десерт. Там, где говорят о виноградниках, нет места политике.