В последние годы тысячи студентов университетов Великобритании были уличены в злоупотреблении ChatGPT и другими инструментами искусственного интеллекта (ИИ), в то время как традиционные формы плагиата заметно сокращаются.
Исследование нарушений академической добросовестности выявило почти 7000 доказанных случаев мошенничества с использованием ИИ в 2023-24 годах, что соответствует 5.1 случаю на каждые 1000 студентов. Это значительно больше 1.6 случаев в 2022-23 годах.
По данным на май 2025 года, показатель вновь вырос и достиг уровня 7.5 доказанных случаев. Однако, по мнению экспертов, эти случаи лишь верхушка айсберга.
Полученные данные свидетельствуют о быстро меняющейся задаче, стоящей перед университетами: попытке адаптировать методы оценки к появлению таких технологий, как ChatGPT и других инструментов для написания текстов на базе искусственного интеллекта.
В 2019-2020 годах, до широкого распространения ИИ, плагиат составлял почти две трети всех академических нарушений. Во время пандемии плагиат усилился, поскольку обучение было переведено в онлайн. Но по мере того, как ИИ-инструменты становились все более совершенными и доступными, природа мошенничества менялась.
Исследование показало, что подтверждённые случаи традиционного плагиата снизились с 19 на 1000 студентов до 15,2 в 2023-24 учебном году и, как ожидается, снова снизятся примерно до 8,5 на 1000, согласно предварительным данным за этот учебный год.
Журналисты Guardian обратились в 155 университетов, запросив данные о доказанных случаях академических нарушений, плагиата и нелегального использования ИИ за последние пять лет. 131 из них предоставил данные, хотя не у каждого учебного заведения была информация за каждый год и по каждому виду плагиата.
Более 27% университетов, принявших участие в опросе, в 2023-24 годах ещё не выделяли ИИ в отдельную категорию злоупотреблений, что говорит о том, что отрасль все ещё пытается справиться с этой проблемой.
Однако большая часть нарушений не была замечена. Согласно февральскому опросу Института политики в области высшего образования, выяснилось, что 88% студентов использовали ИИ для улучшения своих оценок. А по данным исследователей Университета Рединга, до 94% случаев использования ИИ оказались незамеченными.
Доктор Питер Скарф из Университета Рединга и соавтор работы, сказал, что случаи мошенничества были всегда, и образовательному сектору придётся адаптироваться к ИИ.
«Я бы предположил, – сказал он, – что те, кого поймали, представляют собой верхушку айсберга. Выявление ИИ-плагиата очень отличается от обычного, когда вы можете подтвердить скопированный текст. В результате, в ситуации, когда вы подозреваете использование ИИ, доказать это практически невозможно, независимо от выводов вашего ИИ-детектора (если вы его используете). Это связано с нежеланием ложно обвинять студентов».
У студентов, которые хотят незаметно смошенничать с помощью ИИ, есть множество онлайн-инструментов: в TikTok десятки видеороликов, рекламирующих маскировку ИИ и инструменты для написания студенческих эссе. Эти инструменты помогают студентам «очеловечить» текст для обхода детекторов ИИ.
Доктор Томас Ланкастер, куратор академической добросовестности в Имперском колледже Лондона, сказал: «При правильном использовании и умении студента редактировать ИИ-материалы, доказать применение ИИ трудно. Я надеюсь, что в рамках этого процесса студенты чему-то да научатся».
Студент Харви (не настоящее имя) только что закончил последний курс по специальности «бизнес-менеджмент» в Университете Северной Англии. Он поделился, что использовал ИИ для генерации идей, структурирования заданий и предоставления рекомендаций, и что большинство людей, которых он знает, в той или иной степени использовали этот инструмент.
«ChatGPT появился, когда я только поступил в университет – рассказывает он. – Я не думаю, что многие используют ИИ, а затем копируют его слово в слово, я считаю, что в целом это просто помогает проводить мозговые штурмы и создавать идеи. Все, что я бы взял из этого, я бы затем полностью переработал по-своему.
Я знаю одного студента, который использовал ИИ, а затем использовал другие методы ИИ, чтобы очеловечить так, как будто он создан человеком».
Амелия (не настоящее имя) только что закончила первый курс в университете юго-западе. Она сказала, что также использовала ИИ для создания эссе и проведения мозговых штурмов, но наиболее полезными эти инструменты стали для людей, испытывающих трудности в обучении.
«Одна из моих подруг использует его не для того, чтобы списать или что-то исследовать, а для того, чтобы изложить свои собственные соображения и структурировать их. У неё дислексия и она говорит, это действительно полезно», – добавляет она.
Доктор Ланкастер говорит, что студентам иногда кажется, что тестирования бессмысленны, но у нас, преподавателей, есть веские основания для этого. Поэтому важно объяснять зачем нужны те или иные тесты, и вовлекать студентов в разработки системы оценивания.
«Часто звучат предложения о том, что следует использовать больше собеседований вместо письменных оценок, но ценность заучивания наизусть и закрепления знаний продолжает снижаться с каждым годом, – говорит он. – Я думаю, важно, чтобы мы сосредоточились на навыках, которые не могут быть легко заменены искусственным интеллектом, таких как коммуникативные навыки, умение работать с людьми, а также на том, чтобы дать студентам уверенность в том, что они смогут использовать новые технологии и добиться успеха на рабочем месте».