Уругвай окончательно распрощался с драгоценным наследием фашистов

До 1942 года Уругвай, где находили убежище и немцы, и бегущие от них при Гитлере евреи, сохранял нейтралитет во Второй Мировой войне. Эта позиция позволила маленькой процветающей стране заполучить в своё распоряжение одно из самых ценных и передовых фашистских судов «Адмирал граф Шпее» (ему разрешили на сутки зайти в порт), которое тщетно требовала назад фашистская Германия, несмотря на печальную судьбу взорванного капитаном Гансом Ландгдорфом потопленного судна.

Трудами предпринимателя Альфредо Эчегара оно было извлечено со дна в 2006 году и явило миру массу дорогостоящих элементов, которые были готовы купить поклонники символики Рейха и его заклятые враги, готовые основательно вложиться в реликвию и разрушить её. Бедняга 17 лет судился, чтобы получить половину поднятых со дня богатств…

Проблема владения нацистским судном состояла также в том, что любое выставочное мероприятие — это пиар человеконенавистнической идеологии, поэтому самый притягательный элемент «Адмирала графа Шпее» — двухметровый бронзовый носовой орёл ценой 10 миллионов долларов, долгое время лежал как бремя на плечах у правительства Уругвая (хранился на складе ВМФ). Власть страны отвергала любые попытки купить орла за миллионы долларов, тем более что спор о праве собственности был завершён лишь в 2022 году, и едва представилась возможность, решила переплавить его.

Президент Уругвая Луис Лакалье Поу торжественно заявил, что «символ насилия и войны, хищник с распростёртыми крыльями» трудами художника Пабло Атчугарри превратился в символ мира — голубка. Причём довольно быстро — работа будет завершена к ноябрю 2023 года.

Корабль, созданный в эпоху димилитаризации Германии после Первой Мировой войны, в 1936 году получил самое новейшее вооружение и принёс немало неприятностей во время Гражданской войны в Испании и начале Второй Мировой войны, когда атаковал британский флот. В 1939 году не столько мастерством, сколько успешной дезинформацией «Адмирала графа Шпее» удалось уничтожить у берегов столицы Монтевидео. Пожар бушевал три дня, чтобы линкор не достался врагу.

Его обломки тоже не попадут в чужие руки, потому что мир сегодня не хочет возврата в идеологию Рейха. Это — позиция, которая уж точно не может быть названа умолчанием и нейтралитетом ко злу.

В России активно переплавляли памятники «злодеям» Царской России большевики. Менее активно это происходило в связи с развенчанием «культа личности» Сталина. В 1990е годы, когда Россия пыталась преодолеть наследие советского периода, памятники большевикам нередко (но далеко не всегда) убирали с глаз долой, но случаи переплавки практически не были замечены; они наполняли склады.

Поэтому совсем недавно московское правительство всерьёз думало о том, чтобы вернуть на своё место душегуба Феликса Дзержинского — если памятник злу не превратился в голубя мира, то он однажды может снова вернуться на почётное общественное место. Пример Уругвая даёт нам повод задуматься о символах минувших дней. Заодно и работа нашим художникам бы нашлась…

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку