В день Светлой Пасхи мы поговорим о судьбе того, что англичане называют мэнкайнд — сообществом людей на Земле. Этой статьёй я хочу поддержать проявление чувства юмора моих десяти читателей, сообщивших мне о нарождающейся философской глубине моих очерков.
Мне всегда казалось, что надо писать с глубиной, присущей ученому. Она отличает его от пропагандиста.
Так или иначе, мой ответ Керзону — я буду говорить о мотивации, силе, побуждающей людей к действию.
Читатели спрашивают меня о том, почему в мировой экономике не все превращаются в Илона Маска или Джеффа Безоса, хотя студенты во всех ВУЗах сегодня замотивированы на большие деньги (некоторые даже на сверхбольшие). Желание есть, тогда почему не все в мире становятся богатыми и счастливыми?
Ответ прост, если честен, несмотря на сложность вопроса. Искусство, в частности, искусство пения (если это настоящее искусство, а не блеяние козы) ни в одной стране мира не может обойтись без безголосых певцов.
Что вы можете сказать о выдающемся вокальном творчестве 1920-1991 годов, если оттуда убрать таких, как Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Марк Бернес и других, которых официальная печать пригвоздила к позорному столбу безголосых. В результате, они стали не просто украшением страны, а мировым культурным достоянием.
Если мы пройдёмся по Италии и другим европейским странам, славящихся высокими образцами вокального искусства, от Карузо до Тоти даль Монте, вы будете поражены. Могу добавить порядка тысячи и даже двух тысяч таких имен в одной Франции за тот же период, начиная от Жильбера Беко и кончая Сержем Гинзбуром.
Искусство без безголосых певцов не может быть национальным достоянием. Такая певица, как Чезаре Эвора — жительница бывшей колонии Португалии островов Зелёного мыса, собирала стадионы слушателей по всему миру. Что говорить о знаменитом Иве Монтане, который сам своим возлюбленным повторял: «Почему я нравлюсь своим слушателям — я не знаю. У меня нет голоса и всегда были проблемы со слухом».
Для творчества не надо быть Собиновым или Шаляпиным или Карузо. Достаточно быть обаятельным, обладать харизмой, и у тебя всегда будет твоя аудитория. Большая или маленькая — другой вопрос.
Так и в мировой экономике. Если вам предоставить площадку, дать право голоса, даже если у вас «голоса нет» — у вас всегда будет аудитория. Надо просто-напросто обладать своим собственным голосом. Пусть хриплым, сиплым, можно даже картавить, иметь закрытый глаз, как у Криса де Бурга… Это не имеет значения. Вы можете прихрамывать, пришепетывать, не уметь играть на гитаре (таких был целый ряд полулярных певцов советсткой эстрады, пытавшихся выступать соло на гитаре).
Мировая экономика — это та же творческая площадка, но весьма специфическая. Запрос на новые идеи, новый творческий подход так же велик у людей, устающих от стереотипов, одних и тех же лиц на экране. Это материальное воплощение того, что мы называем «Венец человечества». Это сам человек, созданный Всевышним для того чтобы наша цивилизация не исчезла.
В светлые дни Пасхи надо говорить только о положительных эмоциях. Мировая экономика — это и есть уютная квартира для человечества, которое призвано сделать всё для процветания людей. Главным инструментом к процветанию служит мотивация. Правильная мотивация для человека — не просто залог успеха, но сам успех и есть.
Я поздравляю всех читателей с праздником Светлой Пасхи. Христос Воскресе!