Стрелки, танкисты, артиллеристы и механики-водители с опытом прохождения службы и, желательно, боевых действий — такова основная цель Минобороны, объявившего частичную мобилизацию в стране для организации контроля территорий ДНР и ЛНР. При этом, по-видимому, речь не идёт о молодых ребятах-призывниках и тех, кто избежал призыва в армию по состоянию здоровья или из-за учёбы; военному ведомству они пока не очень нужны. Если, конечно, среди отслуживших в рядах вооруженных сил резервистов и ветеранов наберётся необходимый комплект.
По официальным данным, в стране насчитывается около полутора миллионов ветеранов войны в Чечне и около полумиллиона мужчин, прошедших Афганистан. Это кампании 1994-2000 годов и 1979-1989 годов соответственно. Теоретически, из этих людей можно было бы получить 300’000 дополнительных боевых единиц, но проблема в том, что их возраст превышает 40 лет для участников операции в Чечне и 50 лет — для «афганцев», а состояние здоровья зачастую делает их повторный призыв невозможным.
По возрасту мобилизации мы видим, что из ветеранов не планируется повторно призывать рядовых и сержантов, для этой категории военнослужащих призыв ограничен 35 годами, хотя «Ведомости» и другие издания сообщают о фактическом расширении возрастного потолка до 50 лет (такие люди якобы привлекают внимание военкоматов).
В любом случае, набрать некоторое количество старших офицеров — участников войн в Афганистане и Чечне и младших — участников последней кампании, теоретически может получиться. Если ветеран до 50-65 лет окажется здоров и не отягощён заботой об инвалидах или четырёх и более малолетних детях-иждивенцах. Но точное количество призванных и годных к службе из них пока не знает никто, отсюда и размытые объяснения военного руководства. После первой волны мобилизации вопрос с годными к службе ветеранами будет на будущее определен.
Частично пробелы могут возместить российские солдаты и офицеры, прошедшие боевое крещение в Сирии. По данным Минобороны, это более 63 тыс. российских военнослужащих, в том числе 26 тыс. офицеров и 434 генерала по состоянию на 2018 год. Но и привлечение всех участников заграничных походов, часть из которых уже участвует в спецоперации, расчётно не даст плановых показателей.
Выходит, что основную часть мобилизованных 300’000 человек составят военнослужащие первого разряда, резервисты — молодые мужчины старше 20 лет, прошедшие службу в армии и флоте. Они-то и будут призваны, пройдут дополнительную военную подготовку и будут направлены туда, куда скажет страна. Из них около 3 тысяч составят военные медики, по словам зампреда думского комитета Госдумы по охране здоровья Бадмы Башанкаева.
Представитель главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС контр-адмирал Владимир Цимлянский (на фото) хвалился, что «за первые сутки после объявления частичной мобилизации в военные комиссариаты самостоятельно прибыли около 10 тыс. человек». Видимо, этих волонтёров привлекло горячее желание просто повоевать с украинцами, принять участие в спецоперации исходя из политических взглядов.
Каких-либо существенных материальных причин для участия нет, суммы оглашаются скромные. Например, мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ о дополнительных ежемесячных соцвыплатах в 50 тыс. руб. мобилизованным гражданам, что составляет менее половины от среднемесячной зарплаты в столице. Далее рядовой будет зарабатывать до 13-150 тыс рублей плюс премии за военные операции, а в случае гибели его семья в Москве благодаря мэру получит 3 млн руб, на которые сможет похоронить домочадца, погасить унаследованный кредит и даже купить комнату в Москве, скромную дачу или машину средней руки.
Государство предлагает мобилизованным получить беспроцентную отсрочку на выплату кредитов и ипотеки, не принимая на себя никаких обязательств по их погашению.
Заметим также, что далеко идущих перспектив несения такой службы нет — ветераны боевых действий в России отнюдь не относятся к по-настоящему привилегированной категории лиц. Ветераны имеют около трёх тысяч рублей ежемесячной доплаты от государства, право на месячный неоплачиваемый отпуск и преференцию при вступлении в садовое товарищество (СНТ).
Даже для того чтобы получить какие-либо пособия льготы от государства, им зачастую надо доказать своё бедственное финансовое положение (ниже прожиточного уровня), а любые попытки «выбить» что-то существенное из посылавшего их на смерть государства наталкиваются на отповедь, что достойны поддержки исключительно глубокие единичные старики — ветераны Великой Отечественной войны.
Большинство из известных мне лично ветеранов Чечни либо спились, либо пережили величайший стресс от участия в походе, который не хотели бы повторить. Никто не занимался решением их проблем, никому они были не нужны, как не нужны и сотрудники предприятий, работающие на Минобороны (которые, кстати, мобилизации не подлежат).
Могу засвидетельствовать, что моя покойная мать, честно за копейки отработавшая на эту организацию более полувека и не дожившая до ухода на пенсию, в 2021 году не удостоилась не только какой-либо помощи на похороны и пособия на погребение, но и почётной бумаги, отмечавшей её вклад в приёмку аппаратуры и запчастей, которую можно было бы с гордостью положить у гроба.
Я предполагаю, что если кто и захотел быть добровольцем спецоперации на Украине, то лимит волонтёров фактически исчерпан упомянутыми десятью тысячами человек. Да мобилизация и не ставит на добровольческий контингент — уклониться от службы при получении повестки можно будет только по объективным причинам, в число которых не входит нежелание воевать или наличие родственников в местах боёв. За уклонение от службы по закону положено уголовное наказание.
Ветеранов и резервистов, по сообщениям СМИ, будут извещать сотрудники коммунальных служб, работодатели и Почта России. Уехать из страны, чтобы избежать призыва, удастся далеко не всем.
РЖД и Аэрофлот пока не ввели ограничений при продаже билетов, но последний уже пообещал возвращать полную стоимость билета получившим повестку мобилизованным и членам их семей.
Пресса пишет об очередях, сформировавшихся на границах из потенциальных призывников. Но регионы, ответственные за выполнение плановых показателей мобилизации, будут решать вопрос о выезде таких лиц. Покинуть регион уже невозможно для жителей Курской области, где на выезд действует официальный запрет, но можно предположить, что вскоре на пограничных пунктах будут списки получивших повестки в военкомат.