Залитые неоновым светом улицы больших городов, электромотоциклы, хакеры с головными разъемами для подключения к сетям и напичканные имплантами уличные бойцы — эстетика киберпанка рисует нам именно такое будущее, и неоновые вывески занимают в этой эстетике очень важное место. На самом же деле неоновой рекламе больше 100 лет, и появилась она далеко от излюбленных создателями киберпанк-эстетики локаций. Создал их человек, чей образ меньше всего похож на образы Джонни Мнемоника или Ви — французский изобретатель и предприниматель Жорж Клод.
Жорж Клод закончил Высшую школу промышленной физики и химии в Париже, а потом основал компанию Air Liquide, которая занималась получением технических газов из воздуха. В 1909 или чуть раньше он разработал конструкцию первой в мире газоразрядной лампы, а в 1911 запатентовал ее
Как устроена газоразрядная лампа?
Простейшая газоразрядная лампа — стеклянная трубка, внутрь которой закачан неон, аргон или другой инертный газ. В конце трубы введен проводник. Благодаря заполненной внешней электронной оболочке инертные газы пропускают электрический ток и при этом ярко светятся, но почти не нагреваются, что делает такие лампы довольно эффективными.
Уже в 1912 году Жорж Клод он изготовил первую коммерческую неоновую вывеску для одной парикмахерской на Монмартре. Вывеска имела огромный успех, и Жорж Клод, будучи талантливым предпринимателем, понял, что у этого изобретения большой коммерческий потенциал. Однако реализовать этот потенциал в полной мере можно было только в США. Экономика Штатов стремительно развивалась и была крайне отзывчива на любые инновации. В скором времени Жорж Клод перебрался в Соединенные Штаты и основал компанию Claude Neon.
Одним из первых клиентов компании стала фирма Packard — в том время один из крупнейших мировых брендов, Packard заказала две вывески для своих салонов в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и заплатила за них совершенно безумные по тем временам 1200 долларов.
Впрочем, оно того стоило: огромного размера и чудовищной по тем временам яркости вывески произвели настоящий фурор и стали достопримечательностями этих городов. Толпы возле автосалонов собирались даже днем. С тех пор от клиентов у Жоржа Клода не было отбоя. Он не пытался открывать большое количество дилерских центров или охватить всю Америку своими филиалами. Вместо этого он продавал лицензии на производство неоновых вывесок и выпускал их сам, пока не истек срок действия патента.
Однако к этому времени его состояние уже стало огромным не только по европейским, но и по американским меркам: в иные годы выручка Claude Neon превышала миллион долларов США
После того как срок действия патента истек, стоимость вывесок резко снизилась, и тогда они стали по-настоящему популярными. Позволить себе неоновую рекламу смогли даже небольшие магазины, бары и кафе в самом-самом глубоком американском захолустье.
Затем неоновая реклама начала победную поступь по всей планете, и у же через 5 или 6 лет неоновые вывески можно было встретить на улицах всех крупных городов, от Токио до Аддис-Абебы.
Что же касается самого Жоржа Клода, то он вернулся во Францию, где занялся активной политической и общественной деятельностью. Он придерживался правых взглядов и оппонировал социалистам. В выступлениям весьма оригинальном смешивались политика и наука, однако в конечном итоге его взгляды сыграли с ним злую штуку. Придерживаясь изначально антигерманских позиций, после оккупации Франции, он стал поддерживать правительство Виши и даже успел войти в один из коллаборационистских комитетов в 1940 году.
В 1944 году, после освобождения Франции, Клода обвинили в сотрудничестве с правительством Виши и осудили. Его исключили из Французской академии наук и приговорили к пожизненному заключению, однако освободили в 1950-м.
Между тем, изобретение все это время жило отдельно от своего изобретателя. Пока Жорж Клод метался между патриотизмом, свободой и порядком, индустрия неоновой рекламы переживала свои лучшие времена. Расцвет этого рынка пришелся на 1920-1950 годы, но затем интерес к неоновым вывескам потихоньку сошел на нет. Изменилась мода, появились более дешевые технологии, и в конечном итоге неоновая вывеска стала символом не прогресса и потребительского великолепия, а скорее атрибутом упадка и ностальгии по довоенной Belle Époque. Ненадолго интерес к неоновым вывескам вспыхнул в 1980-х годах на фоне выхода нескольких сериалов о предыдущих десятилетиях, однако в целом индустрию они не спасли. Ситуация изменилась лишь в 2010-х, когда на смену традиционным газоразрядным лампам пришла совершенно новая технология — гибкий неон.
Что такое гибкий неон?
Гибкий неон вообще имеет очень мало общего с газоразрядными лампами.
Это обычная светодиодная лента, которая находится внутри светорассеивающего шнура из силикона. Силикон защищает светодиоды от механических повреждений и обеспечивает равномерное рассеивание света по всей поверхности, благодаря чему мы видим свечение, неотличимое от неонового.
По сравнению с газоразрядными лампами гибкий неон имеет несколько важных преимуществ.
- Доступная цена. Газоразрядные лампы для неоновой рекламы обычно выпускаются в штучных количества на заказ Для этого необходимо вакуумное и стеклодувное оборудование, инертные газы, опытные стеклодувы, и все это стоит очень дорого. Такие вывески изготавливают в России, но большая конструкция может обойтись вам примерно в миллион рублей, а то и больше. Сравните это с ценами вывески из гибкого неона у крупнейшего российского производителя «Москва Неон» (moscowneon.ru) — разница очевидна и ощутима.
- Хрупкость. Газоразрядные лампы очень хрупки: легкий удар — и от лампы остаются одни осколки. Вывески из гибкого неона намного более устойчивы и безопасны к ударным и прочим нагрузкам. Повредить такую вывеску очень тяжело.
- Ремонтопригодность. Поврежденную газоразрядную лампу отремонтировать невозможно. Ее можно просто выбросить и заказать новую. Снова-таки требуется стеклодув, вакууммирующее оборудование и несколько дней. Цена ремонта получается высокой. Если же кому-то удастся повредить вывеску из гибкого неона, отремонтировать ее можно буквально за несколько часов при помощи самого простого набора инструментов
Вывески из гибкого неона используются главным образом в интерьерах, причем не только домашних, но и коммерческих. При коммерческом использовании они привлекают внимание прохожих, помогают им в навигации, делают торговые залы и холлы более привлекательным, а также служат импровизированными фотозонами для посетителей.
При домашнем использовании они просто украшают интерьер. Разумеется, гибкий неон можно использовать и на открытом воздухе, но для этого потребуется дополнительная защита контактов. Кроме того, на улице он конкурирует с объемными буквами, лайтбоксами и вывесками, других конструкций