Случай, о котором стало известно нашей редакции, не позволяет радоваться словам главы МВД Владимира Колокольцева об успехах депортации мигрантов в 2024 году и увеличении на треть решений о выдворении, депортации и реадмиссии иностранцев по сравнению с 2023 годом.
Да, мы возмущены чрезмерным миграционным потоком и ростом преступлений среди мигрантов, но хочется надеяться, что депортация врача-онколога, являющегося заботливым отцом двух малолетних детей (пяти и двух лет!) и любящим супругом гражданки России, ожидающей третьего малыша, не является типичным портретом выдворяемого мигранта.
Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан, во главе которой стоит бывший заместитель генпрокурора России Андрей Кикоть, рьяно взялась за дело. Но она, вероятно, не может разобраться в массе накопившихся дел, и во всех случаях подробно разбираться с ситуацией.
Мы расскажем историю 32-летнего врача-онколога Амида Абухадиджа родом из Палестины, которая несколько лет была примером счастливой любви и благополучия. Теперь мужчине угрожает 35-летняя депортация из России в страну, охваченную боевыми действиями. Что делать российской супруге? Ехать в горячую точку за мужем с малыми детьми или лишить их отца, оставаясь в России?
Создание семьи и заявление о приеме в гражданство
Заметим, что Амид Абухадиджа не приехал в Россию с дипломом страны третьего мира, но жил здесь с 2011 года, а в 2018 году, закончил крупнейшее высшее учебное заведение Республики Крым — Крымский федеральный университет (КФУ) имени В. И. Вернадского, в 2020-м — Казанский Государственный Медицинский университет.
В течение 8 лет мы готовили хорошего врача по специальности «хирургия», а когда он обрусел, обзавёлся семьёй, получил образование и начал работать, то должен отправиться на все четыре стороны?

В 2017 году, ещё будучи студентом университета, Амид официально вступил в брак с россиянкой Ириной. Он оформил в 2018 году разрешение на временное проживание, в 2020 году вид на жительство (ВНЖ). Когда подошёл срок, в марте 2022 года написал заявление о приёме в гражданство, уверенный, что имеет все основания для того чтобы остаться в стране, с которой решил связать свою жизнь и гражданами которой являются его жена и дети.
В мае 2022 года заявление МВД отклонило, ссылаясь на п. «в» ч. 1 ст.16 ФЗ «О гражданстве России» (участие в совершении или подготовке противоправных действий с признаками экстремизма). Предположительно, это было технической ошибкой — Амид о действиях относительно него ничего не знал, не получал никаких вызовов в силовые органы или бумаг с предупреждениями. Отсутствие каких-либо оснований для принятия решения для отказа в гражданстве отражено и в ходе рассмотрения административных исков Амида к МВД. Подозрений и намёка на какие либо возбуждённые дела никогда не было.
Однако за вынесенным судебным актом последовало аннулирование вида на жительство, и врач оказался нежеланным гостем в ставшей родной стране. Так он лишился возможности работать по специальности, пока не добьётся отмены решения через суд, попав в прицел правоохранительных органов.
Защита уверена, что проблема у Амида возникла на пустом месте, просто человек хотел получить гражданство, а ему отказали без оснований и каких-либо заявленных претензий со стороны ФСБ.

«Я знаю Амида уже 3 года, общался также с его друзьями и семьёй, — говорит адвокат Азат Закиров. — Это очень порядочный человек, хороший готовый врач — специалист в области онкологии. Очень умный, ответственный, общительный. До аннулирования вида на жительство он помогал МВД, работая переводчиком для иностранных студентов. К административной и уголовной ответственности не привлекался. Более того, он не общается с лицами имеющих отношение к криминалу или склонными к криминалу».
Семья борется за то, чтобы её не разлучили
Супруги Абухадиджа предприняли, кажется, все возможные законные средства для того, чтобы сохранить семью и остаться в России. Бок о бок они проходят все ведомственные и судебные коридоры.
Ввиду того, что в Палестине идёт война, Амид подал документы на предоставление временного убежища — и снова последовал отказ. Каждый раз возникает «чёрная метка» — документ, всплывший в момент рассмотрения заявления о предоставлении гражданства.
Супруги были настолько уверены, что недоразумение решится в суде, что в июле 2023 года Амид окончил аспирантуру в Казанском Государственном Медицинском университете г. Казань по специальности — «Онкология» и стал ординатором в Казанском Государственном Медицинском университете. Казалось, что в суде разберутся, и жизнь снова пойдёт своим чередом.
Но 3 марта 2025 года закончилась регистрация супруга и 05 марта в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении, в рамках которого он был помещён в Центр временного содержания в городе Набережные Челны. Условия жизни в этом учреждении вызывают беспокойство у супруги за здоровье мужа и за его психологическое состояние. Но более всего страшит разлука — депортация и запрет на въезд в течение 35 лет.
«Мне сейчас очень тяжело, так как я осталась одна без поддержки в ожидании третьего ребенка, с двумя маленькими детьми и отцом-инвалидом, — делится с нами Ирина Абухадиджа. — Мой муж — единственная моя опора. Если моему супругу придётся покинуть РФ и уехать в Палестину, то я с детьми последую за ним, хотя и понимаю, что как христианка с огромной долей вероятности могу стать жертвой религиозных фанатиков. Жить в Палестине, которая ведёт ожесточённые боевые действия с Израилем, и где ежедневно гибнет большое количество детей, женщин и мужчин, очень опасно.
Что касается подозрений в отношении Амида, то здесь явно произошла какая-то техническая ошибка или оговор или кто-то воспользовался его именем, в связи с чем его — онколога-хирурга хотят выдворить на 35 лет из РФ. В чём подозрения состоят — не знаю, несмотря на все прошедшие судебные заседания, нам этого не говорят. Зато я знаю, что мой муж — честный человек, который всегда готов ринуться в самое пекло, не раздумывая о собственной безопасности. Он стремится все своё рабочее и свободное время тратить на сохранение человеческих жизней, несёт пользу для нашего государства, спасая людей каждый день. Его работа — не просто профессия, это призвание, требующее отваги, самоотверженности и глубокого сострадания. Вечерами, когда он возвращается домой, уставший, но довольный, я вижу в его глазах отражение спасённых жизней. Это придаёт ему сил и уверенности, заставляет двигаться вперёд, несмотря на все трудности и опасности. Я горжусь им, его мужеством и преданностью своему долгу. Он — мой герой, герой нашей страны».

Кстати, Амид не остался в стороне и от вызовов нашего времени. Врач обсуждал возможность принять участие в спецоперации на Украине (СВО), хотел работать в полевом госпитале. Однако его готовность служения России фактически отвергли, заверив, что гражданства ему всё равно не видать. Ну, не нужны, видимо, стране высококвалифицированные приезжие, тем более поднимающие демографию России.
Неужели кто-то заинтересован в том, чтобы к нам приезжали только необразованные рабочие, способные быть курьерами, разнорабочими и уборщиками, но категорически не те, кто привозит в Россию свои мозги, сердце и душу? Против такой миграции, не сопряжённой с уголовными делами, вряд ли кто-то будет что-то иметь, да и не станет она массовой.
***
Мы просим уполномоченные органы ФСБ России и прокуратуры проверить документы Амида Абухадиджа, прежде всего те, которые стали основанием для отказа ему в гражданстве, потому что даже самое авторитетное ведомство имеет право на ошибку. Ценой ошибки, если она подтвердится, станет спасённая жизнь российской семьи.