Юрий Грымов развернул пьесу Горького против большевиков

Юрий Грымов развернул пьесу Горького против большевиков

«Кто был ничем, тот станет всем», — пели в российской версии гимна «Интернационала», главной песне первых большевиков. О том, что станет с их потомками через столетие, большевики не предвидели. Но мы знаем, что хотя купаются в роскоши на Рублевке сегодня даже бомжи, не говоря о представителях потомков элиты, доступа к культуре нередко в равной мере лишены из-за собственной ограниченности.

Весьма остроумно против отпрысков большевиков — пролетариев наших дней, худрук «Модерна» Юрий Грымов обратил их собственное пропагандистское оружие — пьесу Максима Горького «На дне».

Максим Горький — писатель момента, его произведения казались острыми современникам. Он возбуждал в них классовую ненависть и антирелигиозный пыл.

Когда однопартийцы писателя взяли власть в 1917 году, они заселили излюбленные места князей Юсуповых, баронов Мейендорф, графов Остерманов-Толстых, князей Святополк-Четвертинских. На Рублево-Успенком шоссе появились дачи Сталина, Микояна, Дзержинского, Ворошилова, их коллеги и подчиненные, обслуживающий персонал.

На даче в Горках-10 Максим Горький устраивал приёмы для соседей и друзей. Ему и в голову не могло прийти, что однажды эти люди и их потомки будут гармонично смотреться в спектакле «На дне». Не зря последний недолюбливал Ленин…

Александр Мирлюнди (Костылёв Михаил Иванович), Анастасия Скибунова (Квашня)
Александр Мирлюнди (Костылёв Михаил Иванович), Анастасия Скибунова (Квашня)

Сегодня проблематика опустившихся людей не в чести — но их нравственные устои, с ядовитым сарказмом выведенные Горьким, по-прежнему можно найти в разных стратах общества, от социальных низов до верхов. Одень Хитровку в шикарные одежды, приведи в элитную концертную площадку, посели на Рублёвке — невежество и пороки их опустят на самое дно. То самое дно, которое должно было стать основой «диктатуры пролетариата».

Юрий Грымов меняет привычное угрюмое течение пьесы, создаёт ей динамику и убирает антихристианское звено. Его проповедник Лука превращается в озорного цирюльника (роль «Фигаро» блестяще исполняет Александр Толмачев), бизнесвумен и дамы полусвета узнаваемы в образах современных светских львиц, а мужские герои — сплошь чиновники, звёзды и бизнесмены.

Обаятельные Александр Борисов (Сатин) и Алексей Багдасаров (Барон) сдерживают нас от огульного осуждения своих персонажей. Мы видим их некогда всесильными, и жалкими на склоне лет. Их удел — пир праздности, который развращает не меньше, чем горе и нищета пролетария по рождению.

Меня не покидала мысль, что только в этом виде сегодня и можно воспринимать Максима Горького. Довольно глумиться над обездоленными (уже не мифическими эксплуататорами, а большевиками) людьми — кто-то должен был показать торжество «диктатуры пролетариата» с использованием пролетарских текстов.

Поразительно, как на Рублевке горьковский текст «играет» новыми красками, хотя ни единое слово не изменено…

Мария Орлова (Анна, жена Клеща)
Мария Орлова (Анна, жена Клеща)
Маина Чижевская (Настя)
Маина Чижевская (Настя)
Александр Серый (Бубнов), Александр Толмачев (Лука), Шамиль Мухамедов (Васька Пепел)
Александр Серый (Бубнов), Александр Толмачев (Лука), Шамиль Мухамедов (Васька Пепел)
Шамиль Мухамедов (Васька Пепел), Надежда Меньшова (Василиса Карповна, жена Костылёва)
Шамиль Мухамедов (Васька Пепел), Надежда Меньшова (Василиса Карповна, жена Костылёва)
Константин Конушкин (Актёр)
Константин Конушкин (Актёр)
Алексей Багдасаров (Барон), Ольга Богомазова (Наташа, сестра Василисы), Александр Серый (Бубнов)
Алексей Багдасаров (Барон), Ольга Богомазова (Наташа, сестра Василисы), Александр Серый (Бубнов)
Ольга Богомазова (Наташа, сестра Василисы)
Ольга Богомазова (Наташа, сестра Василисы)
Диллон Олойеде (Татарин), Шамиль Мухамедов (Васька Пепел), Александр Борисов (Сатин)
Диллон Олойеде (Татарин), Шамиль Мухамедов (Васька Пепел), Александр Борисов (Сатин)

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку