Планы правительств многих стран мира, включая Россию, по отказу от одноразовых пластиковых изделий были резко нарушены в условиях пандемии нового коронавируса. Кризис здравоохранения многих стран спровоцировал новую жизнь пластика, открыл ему второе дыхание.
Пластиковая продукция — полипропиленовые маски, дезинфицирующие проспиртованные салфетки, флаконы с гидрохлоридным гелем, тара для Интернет-доставки, одноразовая «гигиеническая» упаковка пищевых продуктов — всё это теперь представляется отнюдь не злом, загрязняющим мировой океан и губящим флору и фауну, но насущной необходимостью. В России покупка домохозяйствами дезинфицирующей продукции уверенно растёт, а рестораны, ранее обслуживавшие клиентов с минимальным использованием пластиковой тары, теперь обильно её используют, упаковывая блюда на вынос.
Полимеры, являющиеся на 99% продуктами переработки нефти и газа, в Европе производятся десятками тысяч компаний. На фоне падения мировых цен на нефть их бизнес стал более прибыльным — себестоимость производства пластика упала. Рост доходов и потребления разжёг политический аппетит.
В Европе и США эта ситуация уже активизировала лобби производителей пластика, которые требуют пересмотра ранее введённых ограничений. Лоббистская организация европейских пластмассовых переработчиков (EuPC) направила письмо Еврокомиссии с просьбой отложить как минимум на год внедрение директивы SUP «Об одноразовых пластмассах» и снять все действующие запреты с производителей пластика. Конечно, ради здоровья людей. Заметим, что ограничение касалось в меньшей степени медицинских изделий, оно затрагивало только одноразовые тампоны.
Таким образом, с одной стороны, пандемия нового коронавируса и меры самоизоляции, принятые на глобальном уровне, привели к снижению промышленных выбросов в атмосферу и меньшему количеству автомобилей на дорогах — выбросу парниковых газов. С другой — человечество вынуждено считаться с увеличением потребления медицинского пластика и теперь столкнётся с «мусорным кризисом».
Экологические организации во всём мире сегодня бьют тревогу, предвидя бедствие после выхода из пандемии нового коронавируса. Они говорят о том, что нужно уже сейчас, в условиях самоизоляции, менять потребительское поведение — несмотря ни на что искать пути к минимизации потребления пластиковой тары и не давать производителям пластика «забыть» о его утилизации.