Если современного человека попросить нарисовать образ счастья, то он изобразит идиллию взаимной любви. На ней будут радужные тона, красивый антураж, нежные улыбки и радостный смех. Но такое понимание счастья пришло к человечеству лишь в последние пару веков, а ранее…
Вспомним христианских святых, которые достигали счастья (вечного блаженства) через земные муки. До них были древнегреческие стоики с верой в обретение счастья через преодоление трудностей и превратностей судьбы. А буддисты верили и верят в то, что полное отрешение от земного (нирвана) — это самое счастливое состояние духа.
Западные учёные предлагают пересмотреть понимание счастья, отказавшись от гедонистического восприятия мира. Профессор психологии Йельского университета Пол Блум в своей работе «The Sweet Spot» пишет, что время пришло. «Хорошо прожитая жизнь — это именно жизнь, не лишенная страданий», — уверен он.
Профессор говорит, что вещи, в понимании современных людей не совместимые со счастьем — стрессы, страх, страдания, на самом деле являются неотъемлемой составляющей счастья. «Мы идём по ложному пути, — говорит учёный, — когда желаем иметь только удовольствия и радость, при этом избегать потрясений. Страдания ведут нас к счастью! В действительности, мы не столько жаждем удовольствий, сколько хотим обрести смысл жизни».
Желание обрести смысл жизни рождает цель. К этой цели человек идёт через беспокойства, огромные усилия, труд, борьбу и страдания. Если человек уходит от «несчастий», избегает их, то не может работать, достигать цели и обрести смысл жизни. Следовательно, личность остаётся в блаженном бездействии и пустой эйфории, не получая результат.
Человек ещё помнит о «правильном» понимании счастья, когда воспитывает детей — он заставляет их трудиться, чтобы избежать бед в будущем. Но в целом в жизни он ищет удовольствий, считая их единственным залогом счастья.
Это не лишено смысла и для русской культуры. В русском языке слово счастье — однокоренное со словом «часть», близкое по смыслу к словам «судьба», «доля». «Всякому своё счастье», — говорит народная мудрость и добавляет: «Счастье в нас, а не вкруг да около».
Но по сути заявление Пола Блума — это манифест, призыв к пересмотру мировосприятия эпохи потребления. Как с началом Первой Мировой войны завершилась Прекрасная эпоха (La Belle Époque) во Франции, так с коронавирусом пришёл конец сытой, полной надежд на улучшение качества жизни эпохи в Европе.