«Записки из подполья» в жанре абсурда? Интересно!

"В ожидании Беккета" в театре МОСТ

«Записки из подполья» — это повесть Ф.М. Достоевского, написанная буквально в угаре горячего спора с Николаем Чернышевским и с теми, кого великий русский писатель считал за «бесов» — разрушителями моральных основ. Произведение особняком стоит в ряду художественного творчества Достоевского, приближаясь скорее к его публицистическим высказываниям, Жанр же «Записок из подполья» в разное время определяли по-разному, находя в нём элементы будущего экзистенциализма и модернизма.

Очень удачно, на мой взгляд, «Записки из подполья» были представлены в жанре театра абсурда в театре «Мост», где они были объединены с творчеством ирландца Самюэля Беккета. Действительно, что же собой представляют бессвязные, на первый взгляд, мемуары «подпольщика», как не абсурд?!

Другое широко используемое в пьесе произведение — «В ожидании Годо», это крик души С. Беккета, который долгое время пытался разобраться в себе, как и герой Достоевского. Он искал себя в психоанализе и других направлениях мысли, но ни один его прежний посыл не нашёл такого читателя, как описание процесса поиска смысла жизни.

"Записки из подполья" в жанре абсурда? Интересно!
Ростислав Василак

Собственно, пытаясь оправиться от писательских неудач, «расслабиться», Беккет и написал шедевр. Пьеса «В ожидании Годо» покорила мир, став одним из самых известных литературных произведений современности… тогда же, когда получила признание не понятая при жизни русского писателя его «подпольная» история озлобленности и одиночества, поиска себя.

У режиссёра Владимира Беляйкина в сотрудничестве с молодой, задорной и безусловно талантливой командой театра получился прекрасный и жизнеутверждающий спектакль. Интересный поворот, не так ли?

"Записки из подполья" в жанре абсурда? Интересно!

Оказалось, что красочность аргументов Ф.М. Достоевского позволяет «разложить» текст на множество пластических и музыкальных отрезков, из которых следует решение головоломки, заданной писателем своему читателю.

Беккет о своём герое говорил: «Я знаю об этом произведении не больше, чем человек, который сможет его внимательно прочитать. […] Я не знаю, кто такой Годо. Я тем более не знаю, существует ли он. […] Я неспособен увидеть суть своего произведения. Но это должно быть возможно!».

Каждый, однако, решит её для себя сам, поскольку ждёт своего Годо. Но при этом зритель почувствует, что несмотря на кажущуюся бессмысленность, что жизнь имеет смысл.

Разве не этого добивался великий русский писатель?

Можно сказать, что «в ожидании Беккета» широкого понимания он не находил. Однако с приходом драматурга-экзистенциалиста герой Достоевского получил второе дыхание, второй шанс на популярность.

"Записки из подполья" в жанре абсурда? Интересно!
Ростислав Василак
"Записки из подполья" в жанре абсурда? Интересно!
Анна Максимова
"Записки из подполья" в жанре абсурда? Интересно!
Алексей Бафаев

"Записки из подполья" в жанре абсурда? Интересно!

 

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку