3 апреля 2017 года исполняется 120 лет со дня смерти Иоганнеса Брамса (1833-1897) – немецкого композитора, пианиста, дирижера. Он стал широко известен в 20 лет благодаря гастролям в качестве пианиста со скрипачом Э. Ременьи и высокой оценке дарования, данной ему Р. Шуманом на страницах своей «Новой музыкальной газеты»:
«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени»
Р. Шуман о 20-летнем Брамсе
С 60-х гг. жил в Вене, выступал в качестве пианиста и хорового дирижера. Наследие композитора охватывает практически все музыкальные жанры за исключением оперы.
Романтический классик
Творческая жизнь Брамса протекала в условиях противостояния двух музыкальных группы: веймарской с Листом и Вагнером и лейпцигской, представленной Мендельсоном и Шуманом. Будучи своеобразным преемником Шумана, который горячо радовался за талант молодого музыканта, Брамс не примкнул ни к одному из направлений и представил свой путь в немецкой музыке.
Сам характер Брамса и его личность тяготели к классике. Во время жизни в Детмольде и Гамбурге (1857-62) Брамс имел возможность много знакомиться с партитурами И.С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта. А руководство в это время хоровыми коллективами располагало композитора к созданию сочинений в духе XVIII века.
Значителен вклад И. Брамса в мировую фортепианную литературу. Первые сочинения Брамса (не считая ранних опусов, которые композитор уничтожил) созданы в жанре фортепианной сонаты (соч. 1, 2, 5). Яркими концертными произведениями являются Вариации на темы Шумана и Паганини, Вариации и фуга на тему Генделя. В поздний период творчества Брамс создавал для фортепиано преимущественно миниатюры.
В период творческой зрелости Иоганнес Брамс обращается к жанру симфонии, создав в нем 4 опуса в промежуток 1876-1885 гг. Эти сочинения следуют по пути Бетховена и Шуберта, являясь музыкальной драмой с особой поэтической идеей в своей основе. Последнюю Четвертую симфонию композитора без преувеличения можно назвать одной из вершин западноевропейского симфонизма второй половины XIX века.
Говоря о творчестве Брамса нельзя не вспомнить один из первых крупных успехов композитора «Немецкий реквием», впервые исполненный на Страстной неделе 1868 года в Бремене и имевший оглушительный успех. Замысел Реквиема и его создание были связаны с потерей Брамсом близких людей: Роберта Шумана в 1856 году и матери в 1865.
«Народная песня – мой идеал»
Особая страница в творческой жизни Брамса связана с народной музыкой. Длительная работа в качестве хорового дирижера требовала от композитора обращения к народной немецкой песне и ее обработке. Брамсом создано свыше 100 обработок народных песен.
Значимо обращение композитора к фольклору других народов. Достаточно вспомнить 4 тетради «Венгерских танцев» композитора, первоначально написанных для фортепиано в 4 руки и оркестрованных самим Брамсом и другими авторами, в том числе Дворжаком. В Танцах нашел отражение венгерский городской музыкальный стиль вербункош. Русский критик В. Стасов, подмечая мастерство, с которым немец Брамс создал свои «Венгерские танцы», писал: «Они достойны своей великой славы».
Музыкальный энциклопедический словарь/ глав.ред. Г. Келдыш. – М, 1990.
www.belcanto.ru
В день памяти великого композитора предлагаем прослушать Венгерский танец №5 в исполнении АСО Самарской государственной филармонии под управлением Народного артиста РФ Михаила Щербакова.