Гостиничная карта Москвы многим из нас представляется уже нарисованной. Казалось бы – столько отелей появилось в последнее время, в том числе в свете Чемпионата мира по футболу 2018. Но нет, эксперты видят дальнейшие возможности для инвестирования в отели.
Наш эксперт — президент Российского союза туриндустрии Сергей Павлович Шпилько – занимается темой туризма на высоком уровне с 1993 года, когда он возглавил Комитет РФ по туризму. Сегодня он согласился поделиться с нашими читателями своим видением гостиничного рынка Москвы и его возможностей. Мы верим в то, что это будет очень интересно профессионалам туризма.
ЭВ: Сергей Павлович, поделитесь, пожалуйста, каким вы видите рынок гостиничных услуг Москвы? Каковы его тенденции? Какой будет карта «звёздности» отелей?
Сергей Шпилько: Первая тенденция — предложение гостиничных услуг в мегаполисе требует качества и разнообразия. Если раньше центром тяжести структуры средств размещения были отели 3*, так называемого, «туристского класса», то сейчас туристским классом становятся 4*, а на некоторых пляжных направлениях уже 5*ultra all inclusive.
С другой стороны, стремительно растет предложение малых форм размещения: мини отели, хостелы, сервисные апартаменты, капсульные гостиницы, гостевые дома, и просто оказание услуг размещения в собственных или арендованных квартирах, чему способствуют сервисы мега агрегаторов.
В принципе, это процесс объективный, хотя очень важно научиться регулировать отношения по поводу сдачи жилья в краткосрочную аренду. Иначе проблем будет прибавляться и у соседей, и правоохранительных, и у фискальных органов, да и у самих туристов с точки зрения качества обслуживания.
Но главное, надо понимать, что мест, удобных для строительства гостиничных комплексов, немного. И если вместо гостиниц там будут строиться апартаменты и офисы, то именно в этих местах отсутствие отелей компенсирует своим предложением частный сектор.
ЭВ: То есть, мы говорим о том, что в Москве по-прежнему сохраняется потребность в номерах?
Сергей Шпилько: Да, если говорить о перспективе, надо вводить 2-3 тыс. новых гостиничных номеров в год там, где они нужны туристам с точки зрения местоположения.
На Москву сейчас большой спрос, особенно со стороны стран с мощным потенциалом роста выездного туризма: Китай, Индия, Турция, Иран и др. И чтобы рост въездного туризма был устойчивым, загрузка отелей не должна превышать 80-85% в среднем по году. Иначе неизбежен рост цен на услуги размещения, не подкрепленный повышением качества обслуживания, то есть, произойдёт снижение конкурентоспособности туристского направления.
Хотя, по большому счету, Москва сегодня самый успешный город страны по сопоставлению емкости номерного фонда, его загрузке, цене и качеству обслуживания. Здесь представлены около трех десятков высоких сетевых гостиничных брендов. А бизнес класс в Москве вообще лучше, чем у конкурентов, поскольку он у нас весь новый или недавно реконструированный.
По сравнению с 2010 годом, численность лиц, размещавшихся в московских гостиницах и аналогичных средствах размещения, выросла на 148% благодаря реализации городской подпрограммы развития туризма. В том числе, за счёт иностранцев — на 129%. Доходы гостиничного хозяйства выросли за это время на 92%. По данным ФМС, столичные отели платят сегодня каждый третий рубль налогов, поступающих от всех российских гостиниц в консолидированный бюджет страны.
ЭВ: А какое достижение в столичном гостиничном хозяйстве за эти годы вы считаете главным?
Сергей Шпилько: То, что московский гостиничный комплекс удалось сделать гармонично загруженным в течении года, по крайней мере, по сравнению с остальными российскими городами.
Раньше периодами высокой загрузки были осень и весна, когда приезжает больше всего командированных и проводятся торгово-промышленные выставки, а летом и в выходные загрузка проседала, не говоря уже о новогодних праздниках, на которые многие гостинцы просто закрывались. А сейчас Москва стала самым популярным новогодним направлением в России, и вполне может побороться за звание зимней мировой туристской столицы. Осталось подгрузить май и последнюю декаду декабря. И еще больше продвинуть сити брейки – туры на выходные.
ЭВ: А почему такой подъем туристской популярности Москвы?
Сергей Шпилько: Сам город изменился. Одна ночная иллюминация чего стоит. А метро — самый большой подземный дворец мира. А каковы музеи, парки, смотровые площадки, прогулочный флот! А какой сейчас в Москве событийный ряд! Открытие этой Москвы — новой по архитектурному облику и атмосфере задорного драйва, на туристской карте мира сейчас только происходит.
ЭВ: Вы имеете в виду Чемпионат мира по футболу? Вообще, наследие таких мероприятий, как Олимпиады и мундиаль, оцениваются зачастую неоднозначно.
Сергей Шпилько: Не с нашей туристской «колокольни» в данном случае. То, что к Олимпиаде в Сочи было введено 23 тыс. новых гостиничных номеров, например, позволило нашим ведущим туроператорам по выездному туризму поднять чартерные программы на российские черноморские курорты. До этого им просто не хватало емкости качественного номерного фонда. Не говоря о том, как изменились сами Сочи.
А что касается мундиаля, это самый наш главный экзамен на гостеприимство, который страна пока проходит на отлично. Все волновались, сколько болельщиков приедет, сколько оставят денег. Это важно, но не главное. Один из основных барьеров на пути роста въездного туризма в Россию — мифы о ней, сформированные зарубежными СМИ. Что здесь небезопасно, что русские негостеприимны, все дорого, никакой сервис. И ничто так не развеивает эти мифы, как радушный прием гостей и участников чемпионата.
Главное — что они напишут в социальных сетях, что будут рассказывать, вернувшись домой. Ведь приехало много гостей из стран Центральной и Южной Америки, Мексики, Канады, Австралии, Юго-Восточной Азии. Когда бы они еще доехали до Москвы? А теперь это передовые отряды будущих турпотоков, которые посылают месседж своим соотечественникам и всему миру: «Алло, здесь круто! Пора в Россию!».