16 декабря 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося композитора, народного артиста СССР и лауреата множества премий, Георгия Свиридова. Одно из самых известных его произведений – сюита «Время, вперёд!», отрывок из которой уже много лет слышат зрители программы «Время». Свиридова считали неоромантическим композитором, поскольку многие его произведения создавали больше лирический настрой, нежели драматический.
Свиридов родился в городе Фатеж Курской губернии. В 1931 году он переехал в Ленинград, а в 1938 году поступил в консерваторию, в класс Дмитрия Шостаковича. Успешное окончание консерватории летом 1941 года сулило молодому композитору блестящие перспективы и возможность профессионально заниматься любимым делом, но эти планы нарушила война. А с 1948 по 1953 год Свиридов оказался в опале, его сочинения не исполнялись и не издавались, в те годы он жил только за счёт того, что писал музыку для театра и кино. Потом времена изменились, и уже в середине 50-х Свиридов стал кумиром ленинградской музыкальной молодёжи, поскольку его музыка имела индивидуальный почерк и «говорила» на ярком, родном, чётко обозначенном русском языке.
Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, где его считали «слишком советским», но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, обогащая его достижениями XX столетия. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. Музыку Георгия Свиридова выразительна по сути, а не по форме, ей присущ богатый внутренний мир, и она легка для понимания. Музыка Свиридова – это симфонии и романсы, оратории и кантаты, оперетта и военные песни, обращение к поэзии Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Пастернака, Шекспира, Бёрнса.
О таланте и характере Свиридова ходили легенды. Он мог за одну ночь написать симфонию, а затем до бесконечности оттачивать каждую ноту. Он играл наизусть абсолютно всё и в любой тональности, но при этом на репетициях музыкантам приходилось пить успокоительное, ведь за одну ошибку композитор мог отменить концерт. Однако, слава и успех не уберегли его от ударов судьбы. В голодные 90-е он жил в нищете и оказался практически забыт, да и сейчас небольшой музей Свиридова есть только на малой родине композитора. Сам композитор говорил, что в самые тяжёлые моменты находил спасение в музыке.
Мелодии Свиридова почти сразу уходили в народ, и сейчас их играют как на лучших концертных площадках страны, так и на улицах и в переходах метро.