9 августа 1942 года музыка Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича зазвучала в Большом зале Филармонии блокадного Ленинграда. Исполнение в прямом эфире передавали по радио. Город, который враг считал мёртвым, на весь мир заявлял о своей силе и грядущей победе.
Я не мог не сочинять ее
Первые наброски Ленинградской симфонии были сделаны Шостаковичем еще в 1935 году. Вдохновившись «Болеро» Мориса Равеля, композитор начинает работать над произведением в жанре пассакалия с непрерывным варьированием одной темы. Именно в этот момент к композитору приходит тема на фоне сухого стука барабана, которая затем стала воплощением фашизма. Шостакович показывал новую партитуру своим ученикам в консерватории, но работу над ней не завершил.
Начало войны подтолкнула его вновь вернуться к теме и сделать ее эпизодом в своей новой симфонии, в которой он, как летописец, должен был запечатлеть все происходящее вокруг себя.
Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог.
Дмитрий Шостакович

Первые три части новой симфонии Шостакович написал в Ленинграде, вокруг которого 8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады. Финал закончил в Куйбышеве (Самара), куда его с семьей эвакуировали в октябре 1941 года. Здесь, в канун 1942 года, партитура была полностью завершена.
Премьеры
Первое исполнение Седьмой симфонии состоялось в Куйбышеве. Сюда, на базу местного театра оперы и балета была эвакуирована труппы и оркестр Большого театра. Последний под управлением дирижёра Самуила Самосуда и представили миру премьеру симфонии, созданной в блокадном Ленинграде. Концерт 5 марта 1942 года транслировали по радио в СССР и за рубежом, перед трансляцией с речью выступил Дмитрий Шостакович.
Антигитлеровская речь Дмитрия Шостаковича
Чугунная поступь страшного нашествия ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била нервная дрожь.
Балетмейстер Ростислав Захаров о премьере Седьмой симфонии
Партитура новой симфонии вмиг стала самой востребованной партитурой в мире. Уже 29 марта Самосуд продирижировал ей в Москве, далее Мравинский с оркестром Ленинградской филармонии исполнили ее в Новосибирске, где находились в эвакуации. 22 июня 1942 года, в годовщину начала Великой Отечественной войны, Симфония прозвучала в Лондоне под управлением Генри Вуда. 19 июля «Ленинградскую» сыграли в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини.
2 июля 1942 года партитуру симфонии самолётом доставили в осаждённый Ленинград. В городе на тот момент находился единственный оркестр – симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. К этому моменту в коллективе осталось всего 15 музыкантов. Элиасбергу дали велосипед и он разыскивал артистов в военных оркестрах. Музыкантам выдали спецобеспечение. У дирижёра, по воспоминаниям, не было сил поднять руки, чтобы сделать взмах дирижёрской палочкой.
Кадры кинохроники с репетиций «Ленинградской» симфонии в осаждённом городе. 1942 год.
Премьера произведения была делом государственной важности. Исполнение назначили на 9 августа. В этот день фашисты планировали взять Ленинград и отпраздновать победу в городе. Но 9 августа в Большом зале филармонии зажгли все люстры вопреки правилам безопасности. Город был под надежной защитой: позиции противника тонули под шквалом артобстрелов, организованных в рамках секретной операции «Шквал». Зал был полон. Пришли пехотинцы, моряки, артиллеристы, горожане. Многие плакали. После завершения музыки зал разразился аплодисментами.
Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли.
Из воспоминаний артистки оркестра К. Матус

Симфония из окружённого блокадой города передавалась по радио, музыка звучала из громкоговорителей. Её слышал весь мир и осадившие Ленинград фашистские войска. Великая сила искусства побеждала одну из самых сильных и страшных армий мира. Город, который немцы считали мёртвым, на весь мир заявлял, что не только жив, но и победит.
На головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух – первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!
Евгений Линд, создатель музея Седьмой симфонии
Симфония №7 «Ленинградская» в исполнении Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, дирижёр – Юрий Темирканов.
9 августа 2022 года бессмертная партитура Дмитрия Шостаковича прозвучит на Стрелке Васильевского острова в концертной программе «Ленинградская симфония на берегах Невы».
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения