Ещё в 2019 году туризм в Африке с его возможностями демонстрации дикой природы приносил доходы странам континента. Причём доходы очень существенные: 15% в ВВП Намибии, 11% — Танзании и 8% — Кении. Всемирный совет по путешествиям и туризму посчитал, что Африка в целом получила от путешествий более $29 миллиардов в 2019 году; её дикая природа кормила 3,6 миллиона человек, занятых в туристическом секторе. Но африканский туризм был больше всех затронут пандемией коронавируса — сейчас он сошёл до нуля.
Африканская туристическая торговая организация (ATTA) упорно ходатайствует об изменении карантинных правил, утверждая, что африканские страны имеют одни из самых низких показателей Covid в мире, но им не очень-то верят. С тех пор, как Африка начала входить в режим изоляции, многие из небольших и небогатых африканских туроператоров обанкротились. Семейные предприятия, обслуживавшие сафари, не знают, как жить дальше. Под угрозой находятся экотуризм континента и деятельность по охране природы — во многих районах наблюдается рост браконьерства, охота на мясо диких животных (есть-то что-то надо!).
Африканцам требуется немало усилий, чтобы попросить о поддержке. Для этого нужно подобрать нужные слова, обосновав необходимость инвестиций в это еле дышащее направление.
Так, например, в Нигерии энтузиасты предложили рассматривать туризм как важную часть диверсификации экономики, возможность ухода от «нефтяной иглы». Инициатор проекта — основатель Book Africa Travels, объяснил, что ограничения на поездки оказали влияние на несколько местных отраслей промышленности и вся экономика напрямую зависит от успехов туризма: «Авиакомпании прекратили свою деятельность, и это сказалось на нефтяном секторе. Путешествия были приостановлены, и в местные рестораны не пришли туристы; они, в свою очередь, не закупили продукты у местных фермеров, и большая часть урожая пропала».
Что предлагается сделать? Включить цифровые ресурсы на одноимённой платформе, где путешественники смогут не только забронировать тур в дикую природу, но и узнать о ней подробнее. Снижение расходов повысит интерес к путешествиям, и африканцы сумеют привлечь до 10 миллионов туристов, которые постепенно вернутся к мысли о путешествиях.
Есть и другие проекты, создающиеся для привлечения туристов на континент, лучший из которых был отобран Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Этот проект тоже цифровой по существу, предполагающий на основе Big Data собирать и анализировать положительный опыт посещения каждой из африканских стран. Инновация получила название первой в Африке «карты эмоций».
Поможет ли найденный цифровой путь восстановлению туризма в Африке? Возможно, кто знает, каким будет мир после ковида… Но, наверное, всё будет зависеть не только от цены билета и эмоций, но и от санитарно-эпидемиологической ситуации и распоряжений правительств. Африканцам ещё предстоит решить вопрос с коронавирусом и убедить в его решении других.