Александр Андриенко: «Будет роль — полюби её, пойми и присвой»

Александр Андриенко: "Будет роль - полюби её, пойми и присвой"

Серебряный Орден Дружбы, элегантный, с эмалью и позолотой, как нельзя лучше смотрелся на пиджаке бодрого и жизнерадостного Александра Ивановича Андриенко, актёра Театра им. Маяковского и педагога Театрального института им. Щукина. Он получил его из рук министра культуры РФ Ольги Любимовой 24 ноября 2023 года.

На вопрос о том, что состоявшийся и любимый зрителем артист чувствует при получении награды, Александр Иванович ответил коротко и ёмко: «Приятно». А потом, широко улыбаясь, добавил: «Как в таких случаях говорила Наташа Гундарева, награда бодрит. Тебя замечают, и это наводит на мысль о том, что, как говорил гений, «не пропадёт скорбный труд». Ты понимаешь, что всё было не напрасно».

Зрители знают и любят Александра Ивановича за блестящие театральные работы, и не удивлены признанию его заслуг. Кажется, что совсем недавно в «Маяковке» была показана премьера «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Островского, где Андриенко исполнил роль Крутицкого, и был поставлен спектакль-альманах «Истории», где он с удивительным чувством размышлял об актёрской судьбе комика Василия Светловидова.

«Пьеса «Лебединая песня (Калхас)» очень редко ставится на сцене, — рассказывает Александр Иванович, — Это малюсенькая пьеса, которая не может стать основой для отдельного спектакля, но благодаря формату альманаха это стало возможным, и я счастлив, что это сыграл».

Пока у Андриенко не планируется новых громких премьер. «Я пока в засаде, накапливаю силы», — говорит он, а на вопрос, какие роли хотел бы сыграть, уклоняется от прямого ответа:

«Самый непродуктивный разговор —  о том, какие бы роли я хотел бы сыграть, потому что ровным счётом от моего желания ничего не зависит. Те роли, которые я хотел бы сыграть с начала моего прихода в профессию (это было 40 с лишним лет назад), и сделал бы это неплохо, практически не были сыграны мной. Такова судьба большинства артистов. А сейчас уже я вступил в определённый возраст: роли тают как шагреневая кожа, их остаётся всё меньше и меньше, так что, я открыт для любых предложений.

Это не означает, что я готов на всё, лишь бы играть: если пьеса мне не по душе, если мне некомфортно в том решении, которое предлагает режиссер — мне трудно это делать. Я считаю, что надо хотеть сыграть ту роль, которую предлагает тебе режиссёр, который тебя видит. Сидеть же на диване и хотеть сыграть Гамлета, Чацкого или Ромео — непродуктивное занятие, оно служит накоплению нереализованности. Будет роль — полюби её, пойми и присвой».

Раз уж зашла речь о возрасте, мне показался уместным вопрос о том, как Александр Андриенко относится к новой драматургии и экспериментам молодых режиссёров. Оказалось, что и здесь актёр не ставит жёстких границ:

«Я открыт и молодым режиссёрам, и новой драматургии. Я вижу среди молодых режиссеров много высоких профессионалов, смелых, бодрых. Конечно, таких режиссеров, на каких я рос, не такое уж огромное количество, но они есть.

Сейчас талантливый парень получает возможность одновременно делать постановки в семи театрах, что, с одной стороны, здорово — если есть сила, энергия. С другой стороны, как я думаю, это может быть не очень полезно для него.

Качественной современной драматургии в театре сейчас практически нет, но если бы она была — я бы с радостью принял участие в таком спектакле Было время, когда пьесы живых авторов составляли на сцене любого театра под 90% , сейчас — когда 5%, а когда и 1%; иногда и не одного. В театрах ставятся в основном Островский, Чехов, Гоголь, Шекспир, Лопе де Вега, а из современных — Вампилов и Володин.

Я думаю, это ещё связано с тем, что появилось кино, что-то остро актуальное и современное, а театр (в хорошем смысле) — это классическое искусство. Талантливый драматург, может быть, предпочтёт, чтобы миллионы увидели его пьесу на экране, чем сотни человек. Отток из театра в кино естественным образом существует. Тем не менее, мы ждём какую-то потрясающую современную пьесу, и, возможно, дождёмся».

Для нас, страстных поклонников театра, который никогда не заменит кино, тем не менее очевидно, что он переживает свой подъём. То ли театры понимают вызовы конкуренции и достойно отвечают на них, то ли мы живём в нетривиальные времена, но проблематика спектаклей, качество постановок и вовлечённость в творческий процесс актёров обращает на себя внимание. У Александра Андриенко на примере родной «Маяковки» есть особый ответ на вопрос почему: «В жизни Театра Маяковского бывали разные периоды, но «отбоя» у нас никогда, по большому счёту, не было. Сейчас, естественно, в театре есть воодушевление в связи с программой нового художественного руководителя Егора Перегудова, который открыл двери и привлекает молодых режиссеров, для новых экспериментов У всех по-настоящему много работы».

Что же, трудно не согласиться с тем, что говорит актёр. Это ощущают в том числе и поклонники знаменитого театра.

В заключение хотелось бы ещё раз поздравить Александра Андриенко с заслуженной наградой и пожелать ему много замечательных работ в родном театре.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку