Александр Грин снова объединил нас чувством прекрасного

Александр Грин снова объединил нас чувством прекрасного

Снова наш замечательный русский писатель Александр Грин сказал своё вдохновляющее слово! 18 июня в Крыму в Феодосийском литературно-мемориальном музее А.С. Грина открылась художественная выставка «Перекресток в Зурбагане», объединившая московских и крымских художников! А это сделать было не так-то просто.

Как сказала одна из участниц выставки – художница Татьяна Бабушкина: «Художники все сами в себе, – в своих поисках, концепциях, образованиях… Они замкнутые личности. Но когда мы вышли на такой проект, то поняли, что стали открыты друг другу и можем соединить такие не похожие для простого зрителя направления. Между собой художники могут спорить, касательно оценок чьего-либо творчества, и их очень трудно соединить. Все живут в своих, абсолютно разных измерениях. Должна быть какая-то общая идея… И ею стали «Алые паруса». В этом проекте Грин соединил всех нас, со своим уникальным полноценным внутренним миром. Каждому художнику проще сделать свою персональную выставку, но здесь, в этом прекрасном выставочном зале Музея Грина – мы все объединились с интересом и открытостью друг к другу».

Татьяна Бабушкина. Вид на стровм Гидра с горы
Татьяна Бабушкина. Вид на стровм Гидра с горы

Сам феодосийский Музей оригинален тем, что он является авторским концептуальным проектом Саввы Григорьевича Бродского – талантливого художника, иллюстратора, архитектора, Почётного академика Испанской Королевской Академии изящных искусств в Мадриде (за лучшие иллюстрации к роману Сервантеса «Дон-Кихот»), а также лучшего иллюстратора произведений Александра Грина. В 2023 году Савве Григорьевичу исполнилось 100 лет, и он ровесник прекрасной и всеми любимой повести Александра Грина «Алые паруса», которая в этом году тоже отмечает своё столетие. Вдохновлённый любовью к писателю-романтику, С.Г. Бродский стал автором уникального художественного оформления Музея, который открылся в 1970 году, и сделан по подобию старинного парусного корабля, где комнаты напоминают каюты. Хотя это и мемориальный музей, Александр Грин здесь жил, и здесь есть его рабочий кабинет. Когда гости музея входят сюда, они с порога попадают в какое-то иное измерение, словно действительно заходят на старинный парусный корабль. Конечно включается и воображение! Ведь само творчество Грина очень тесно связано с морской стихией и морской профессией.

Все знают и «Алые паруса», и «Бегущую по волнам», и потому, в этом музейном пространстве попадают и в каюту капитана Геза (бригантины «Бегущая по волнам»), и слышат звучание этой чудесной легенды. Здесь нас окружают модели парусников и старинные корабельные приборы. Здесь звучит прекрасная музыка… Всё создаёт атмосферу необыкновенного мира Грина.

Выставочный зал музея, где проходят художественные выставки, концерты, выступления — тоже не случайное дополнение. Этот лучший в Феодосии Выставочный зал связан с историческим помещением в центре города, постройки 1891 года. В 1986 году была сделана реконструкция выставочных залов, и когда заходишь сюда, всё пространство создаёт впечатление, что ты находишься в Старом городе. Автор этого Зала – художник и архитектор Александр Бродский, сын Саввы Бродского. Союз отца и сына подарил городу, можно сказать, главную «фишку», по которой все узнают Феодосию: на фронтоне здания Музея – Бригантина (автор её Савва Бродский, расписывал — Александр Бродский).

Татьяна Бабушкина. Спуск в Камини
Татьяна Бабушкина. Спуск в Камини

Не случайно и место расположения: Музей поселился под «крылом» знаменитой Галереи Айвазовского. Один – художник моря, писавший словом, другой – писал море красками! И если Галерея великого мариниста располагается на набережной Черного моря, то, соседствующий с ней Музей А. Грина – на перекрёстке, который называют «перекрёстком хороших людей», друзей, творчества, где встречаются очень разные люди и в этом году отмечают 100-летие книги «Алые паруса».

Писатель Константин Паустовский сказал в 1944 году о духовном значении книг Грина, – что в дни войны, «когда наша победа и будущее недалеко, его книги являются нашими настоящими оборонными боевыми книгами». И это потому что, во время Великой Отечественной войны их изданий было совсем немного. Издавалась великая патриотическая литература: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Бородино» М.Ю. Лермонтова, произведения А.С. Пушкина… И в 1944 году выходит книга «Алые паруса». Эту чудесную повесть читали в блокадном Ленинграде для поднятия духа, и в этом же году Издательство «Военмориздат» выпускает в свет «Алые паруса» с предисловием К. Паустовского.

Не случайно и то, что во время Великой Отечественной войны в 1941 году был создан балет «Алые паруса» Владимира Юровского, как подарок для его молодой жены. Партия Ассоль была специально написана для выдающейся балерины Большого тетра — Ольги Лепешинской. Но она не смогла участвовать в премьере «Алых парусов» из-за множества гастрольных выступлений и концертных программ на фронтах Великой Отечественной войны. Премьера состоялась в 1942 году в Куйбышеве, куда был эвакуирован Большой театр. А уже в 1943 году, в самом здании Большого театра в Москве состоялась премьера балета Юровского «Алые паруса», где партию Ассоль исполняла сама легендарная Ольга Васильевна Лепешинская. В Музее Грина бережно хранится и по сей день тот кораблик, подаренный балериной, с которым она танцевала на сцене великого Большого.

Светлана Вуцен.
Светлана Вуцен.

«Алые паруса» не остались в прошлом нашей страны и литературы. Они празднуют свое столетие! Продолжают путешествие по разным морям и странам, прокладывая дорогу от сердца к сердцу, глазами, руками и воображением художников! Так содержание картин июньской художественной выставки в феодосийском Музее Грина захватило внимание зрителей сразу.

С каждого полотна, взору её гостей открывалось множество миров, красота и неповторимость их образов, бесконечное богатство красок, многогранность цвета и света, живое дыхание сказки, что, стала былью, — лучшей реальностью нашей жизни, и приглашала к сопереживанию. Всё здесь пробуждало веру в мечту, чувство прекрасного и вдохновляло побывать в тех замечательных местах, которые отразила кисть художника. И всё это многообразие, всех творцов и зрителей, объединил своей, устремлённой к небу христианской душой, Александр Грин.

Проживая очень тяжёлую, полную суровых испытаний жизнь, он мечтал о победе Любви и счастливом единении людей. И этот зов сердца, познавшего множество страданий, звучит во всём творчестве русского писателя. Мы видим в центре Выставочного зала его Зурбаган – город Иного, высшего Мира, что ждёт всех нас, – город Будущего, – символ мечты и свободы, веры, добра, справедливости и Гармонии, где всё истинное становится явным. Этот уникальный макет – (авторский проект Александра Бродского и Ильи Уткина) был задуман как объединяющее начало всего лучшего, с чем приходит сюда человек. Он напоминает нам, что здесь, в этих «каютах» под «Алыми парусами» – духовная суть и сила Гриновского творчества: вера в идеал, в прекрасную мечту, в будущее, в силу добра и света, что всегда побеждает зло! И это – неизбежно.

Нина Яхонтова

Светлана Вуцен.
Светлана Вуцен.
Ольга Мельгунова. Белая стена.
Ольга Мельгунова. Белая стена.
Ольга Мельгунова. Разговоры над крышами
Ольга Мельгунова. Разговоры над крышами
Ирина Калькутина-Костюченко
Ирина Калькутина-Костюченко
Ирина Калькутина-Костюченко
Ирина Калькутина-Костюченко
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку