Свой 60-й день рождения виолончелист Александр Загоринский по традиции отметил на сцене. Вечер камерной музыки состоялся в Рахманиновском зале Московской консерватории – Альма-матер юбиляра.
О музыке, преподавании и планах на будущее с заслуженным артистом России, профессором Александром Загоринским поговорила главный редактор «Э-Вести» Наталия Гопаненко.

ЭВ: Александр Игоревич, Вы неразлучны с виолончелью практически всю жизнь – с 8 лет, как поступили в Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории. Как за годы работы изменилось (или не изменилось) Ваше отношение к инструменту? Открыли ли Вы для себя что-то новое в нем? Изменились ли предпочтения в репертуаре?
Александр Загоринский: Нет, отношение не изменилось. Всегда любил виолончель, звук и художественные особенности инструмента, которые дают богатые возможности музыканту для творческого высказывания на сцене. Репертуар всегда старался собирать и не терять. Играю самую разную музыку: от старинной до современной. Искусство многогранно и заставляет серьёзно погружаться в изучение разных стилей искусств народов мира. Особенно интересно современное искусство, ведь оно включает в себя безграничное количество оттенков мировых художественных идей.
ЭВ: Более 20 лет Вы преподаете виолончель в Российской академии музыки им. Гнесиных. Что изменило в Вас преподавание? Работа с учениками может поменять самого педагога как исполнителя?
Александр Загоринский: Нет, ученики нас не меняют, но дают возможность обогатить свой опыт в этой сфере, методы работы. Педагог всё время тоже учится и совершенствуется творчески, но для преподавателя важно иметь собственные сложившиеся твёрдые художественные, методические, профессиональные принципы, взгляды и убеждения.
ЭВ: Вы вышли из семьи музыкантов. Ваши родители – пианисты, дочь Мария – певица, три поколения семьи – выпускники Московской консерватории. Вы точно знаете, как принято отмечать юбилей в музыкальной среде и как принято поздравлять юбиляров.
Александр Загоринский: В музыкальной среде юбилеи отмечаются по-разному. Я все свои юбилейные даты всегда отмечал собственными концертными выступлениями ещё с детства, когда играл для мамы, папы, дедушки дома. И теперь, играя концерт для широкой аудитории, можно сказать, не изменил сложившейся традиции.

ЭВ: Вы отмечаете свой юбилей на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории потрясающей программой камерной музыки. Какие три произведения из нее могли бы стать наиболее характеризующими Вас?
Александр Загоринский: Трудно сказать, потому что артист на сцене и человек в жизни – не одно и то же. Я влюбляюсь в каждое сочинение, которое играю. Но всегда очень волнительно исполнять произведения своих современников и коллег, особенно если эти сочинения написаны для твоего исполнения, да ещё тебе посвящены.
Мне было очень интересно и приятно исполнить в ансамбле с замечательной пианисткой, доцентом Московской консерватории Ольгой Приз сонату для виолончели и фортепиано Валерия Бикташева, которую композитор написал в этом году и мне посвятил. И это интересная творческая работа с автором, постижение новых художественных образов, увлечение новыми идеями.
ЭВ: Хотя Вы всегда подчеркивали любовь к родному пепелищу, Ваше творчество неразрывно связано с мировой сценой, мировой и в частности европейской музыкальной культурой. Изменилось ли что-то для Вас и Ваших учеников сегодня? Каковы ожидания завтрашнего дня?
Александр Загоринский: Нет, не изменилось. Русское музыкальное искусство является неотъемлемой и особенно прекрасной, гениальной частью европейской и мировой музыкальной культуры.
ЭВ: В эти дни Вас засыпали поздравлениями со всего света, но что бы Вы сами хотели себе пожелать? Каковы Ваши творческие и личные планы и цели?
Александр Загоринский: Моими основными планами является творчество, изучение новых сочинений моих современников. Хочется успеть узнать как можно больше нового в отечественном искусстве, выучить новые произведения и исполнить их на сцене.