История русской музыки не мыслится без вокальной лирики и зиждется не только на столпах русской композиторской школы, но и на творческом наследии русской поэтической школы. К 200-летию со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга и переводчика Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875) редакция «Э-Вести» предлагает вспомнить вехи жизни творца и его вклад в сокровищницу русской музыки.
«Иным призванием влеком»
Рожденный в славном роду Толстых, Алексей с юных лет вращался в высоких аристократических кругах. Он был близок к окружению наследника российского престола Александра II, обучался при Министерстве иностранных дел, был участником русского посольства в Германии. В дальнейшем служил при дворе как церемониймейстер и егермейстер.
Творческую деятельность начал с 1830-х годов с фантастических рассказов на французском языке, в 1841 издал повесть «Упырь», созданную по впечатлениям от совместной поездки с цесаревичем на озеро Комо тремя годами ранее. Повесть была благосклонно встречена литературными критиками, в том числе В. Белинским.
Перу Алексея Толстого принадлежат исторические сочинения «Князь Серебряный», трилогия об истории периода Смутного времени (в нее вошли трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» — открыла историю Московского художественного театра – и «Царь Борис»), баллады, поэмы (наиболее известная – «Иоанн Дамаскин»).
Среди других авторов (в частности братьев Жемчужниковых) выступал в русской печати от имени карикатурного автора журналов «Современник» и «Искра» Козьмы Пруткова.
Толстой в музыке
Сочинения Толстого с момента их создания и вплоть до нашего времени остаются благодатным материалом для различного рода художественных воплощений. Это театральные постановки, экранизации и, конечно, целая череда гениальных романсов, созданных на стихи поэта.
Лирика Толстого по своему облику может быть названа музыкальной. Тонкие рифмы, мелодичность слов и общего течения стиха не могли оставить поэтические творения поэта в стороне от обращения к ним композиторов. Способствовало этому и определенная эмоциональная наполненность стихов Алексея Толстого, рисующая как личные переживания автора, так и его обращения к теме родной земли и природы.
Начало знаменитого романса «Средь шумного бала…» Чайковского-Толстого было положено на новогоднем балу, посвященного встрече 1851 года. На нем Алексей Толстой впервые увидел свою будущую музу и супругу Софью Миллер. Будучи замужем за полковником, но не счастлива в этом браке, Софья ответила поэту взаимностью. Долгое время они жили гражданским браком, так как их соединению препятствовали мать Толстого и муж Софьи, не желавший давать ей развод. Венчание влюбленных состоялось спустя 12 лет после первой встречи.
Петр Чайковский обратился к стихотворению Толстого уже после смерти поэта. Переживая неудачный брак с А. Милюковой, Чайковский в 1878 году создал чудную жемчужину русской романсовой лирики на слова Толстого и посвятил ее младшему брату Анатолию, который поддерживал Петра Ильича в его жизненном кризисе.
Особое место стихи Алексея Толстого заняли в вокальном наследии Николая Римского-Корсакова. Вокальный цикл «Весной» (1897) включил три романса на слова Толстого – «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты» и «То было раннею весной». Эти романсы пленяют особой мелодичностью, своеобразным полетом вокальной мысли, не привязанной, по словам композитора, к гармонии и модуляции.
Романс Римского-Корсакова на слова Алексея Толстого «Не ветер, вея с высоты» в исполнении Елены Образцовой (запись 1993 года):
Стихи Алексея Толстого становились основой для создания романсов не только русскими композиторами (среди них Танеев, Рахманинов, Кюи, Бородин и др.), среди обратившихся к лирике Толстого также присутствует Ференц Лист.
Экскурс в мир лирики Алексея Толстого 9 ноября представит «Новая Опера». В программе «Простым рожден я быть певцом…» в исполнении ведущих солистов театра прозвучат романсы на стихи поэта, партию фортепиано и комментарии к программе исполнит Михаил Сегельман.