Алтайцы показали в Москве, куда движется русский театр

гастроли Алтайского театра драмы

16 и 17 июня 2021 года в Москве проходят гастроли Алтайского театра драмы. Они приурочены к 100-летию знаменитого режиссера Евгения Вахтангова, искавшего и нашедшего новые формы русского театра, и проходят на крупнейшей драматической площадке страны — в Театре Вахтангова. Спектакль-открытие показал столичным театралам, каковы театральные поиски знакового региона России.

Алтайцы решили открыть гастроли спектаклем по «И разыгрались же кони в поле…», поставленном по произведениям их соотечественника Василия Макаровича Шукшина, имя которого они носят. Перед показом на сцену вышел губернатор края Виктор Томенко, который сиял гордостью за свой коллектив и с видимым удовольствием наблюдал из зала за его выступлением.

Сцена Театра Вахтангова — привычное место для демонстрации вершин классического театрального мастерства и театрального новаторства одновременно. Здесь нашло место и высочайшее мастерство Римаса Туминаса, и смелые эксперименты Юрия Бутусова, и размышления молодых талантливых режиссеров. Теперь к ним прибавилась новая театральная школа Алтайского театра драмы.

Безусловно, в театральном искусстве есть вещи общие для нашего времени, связанные с введением в повествование понятных современному зрителю элементов. Но есть и то, что привносит конкретный режиссёр, и даже то, что навеяно местом создания произведения. В данном случае особый колорит региона налицо.

Алтай — это Сибирь, богатый край, где живут сильные духом люди, о которых в своеобразной манере писал Василий Шукшин. Режиссер Максим Астафьев сделал всё, чтобы не только следовать за текстом писателя, но и подчеркнуть непреходящую сложность алтайских характеров. В результате основной акцент был поставлен на то, как люди изыскивают в себе жизненную силу и превозмогают природную слабость.

Василий Шукшин был человеком советской закалки. Аромат его произведений — это особенности жизни сельского человека в социалистической действительности. Но темы, которые поднимает автор, перерабатываются молодыми, талантливыми и энергичными актёрами, из-за чего приобретают новый современный облик.

Алтайский театр драмы может гордиться своим коллективом, на глазах зрителя умело перерождающимся в героев рассказов Шукшина «Сапожки», «Жена мужа в Париж провожала», «Страдания молодого Ваганова», «Привет Сивому», «Верую!» и других. Сочные, яркие образы из разных по характеру произведений мастерски объединяются в одно живописание алтайской жизни, неспешной и вдумчивой. Жаль, что Василий Шукшин, следуя веяниям атеистического времени, показывал в своём рассказе неверующего попа и посмеивался над народным поклонением святыням, но его же истории, показанные на сцене, лишь утверждают силу русской Веры.

Школа игры Алтайского театра драмы, безусловно, отличается от московской. Она хранит в себе исконный и провинциальный в хорошем смысле русский и советский дух — тот, от которого в пользу европейских театральных веяний так часто отходят столичные режиссеры. Этот дух проявляется прежде всего в создании актёрами образов русских людей.

Новаторство Алтайского театра драмы проявляется и в современных музыкальных и танцевальных номерах, где на сцене находит свой выход сила нового, молодого поколения россиян, которой буквально наполнена труппа алтайцев.

Так постепенно создаётся новая русская театральная школа, экспансии которой в столицу, хочется верить, будут способствовать гастроли региональных театров.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку