Говоря об Анатолии Абрамовиче Левине — руководителе и главном дирижере прославленного Концертного симфонического оркестра Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и её студенческого оркестра, сложно удержаться от превосходных степеней и восторженных эпитетов. Трудно не выразить своих чувств и переполняющих душу эмоций! Высокий профессионализм дирижера, тончайшее восприятие музыки, которое передается слушателю, необыкновенная музыкальность и прекрасные организаторские способности не перестают восхищать!
Среди многочисленных поклонников творчества коллектива — российские дипломаты. Не так давно, 8 декабря 2016 года, Симфонический оркестр студентов Московской консерватории выступил в стенах дипломатического вуза страны, на сцене конференц-зала МГИМО (У). В рамках X юбилейного Конвента РАМИ и в преддверии Нового года были исполнены фрагменты балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского и Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 54 Роберта Шумана. Партию фортепиано представила победительница Международного конкурса «Щелкунчик» Варвара Кутузова.
Сегодня студенты МГИМО слушали музыку в стенах Московской консерватории. Прозвучала музыка Иоганнеса Брамса к 185 — летию композитора в исполнении Концертного симфонический оркестра, оркестра более опытных музыкантов. Пользуясь случаем, мы взяли интервью у дирижера.
ЭВ: Анатолий Абрамович, здравствуйте! Традиционный вопрос — в какой момент Вы решили связать свою жизнь с музыкой? Возможно, кто-то повлиял в детстве или отрочестве на Ваш выбор? Какие воспоминания?
Анатолий Левин: Увлеченность музыкой идет из детства. В 6 лет родители отдали меня в музыкальную школу, заметив моё увлечение пластинками с классической музыкой. Задача каждого родителя не из легких — помочь маленькому человеку «найти себя», привить любовь к прекрасному, к искусству, к музыке…
ЭВ: Насколько нам известно, Вы окончили консерваторию в 1972 году по классу альта. Становление в амплуа дирижера — это долгий процесс, почему Вы выбрали именно эту профессию, а, скажем, не исполнительство?
Анатолий Левин: Я с детства испытывал неподдельный интерес к профессии дирижера. В 10 лет, когда впервые попал в школьный оркестр, захотел стать дирижером.
ЭВ: Целеустремленность и твердость характера нужны ли при взаимодействии с коллективом исполнителей?
Анатолий Левин: Да, эти качества просто необходимы для дирижера. Чтобы добиться успеха, необходимо целеустремленно в правильном направлении вести за собой большое количество профессиональных, опытных или молодых музыкантов. Необходим целый комплекс качеств!
ЭВ: Есть ли дирижерские качества, которыми вы восхищаетесь?
Анатолий Левин: Меня восхищают музыкальность, выразительность исполнения, преданность своей профессии, высокий профессионализм, упорство и труд, отсутствие самолюбования.
ЭВ: Изумительное и безукоризненное исполнение Концертным оркестром классической музыки, симфоний, арий из опер, концертов не перестает удивлять и восхищать. Стоит вспомнить безупречное исполнение программы «Зимняя рапсодия», в которую вошли 5 самых известных рапсодий: Сергея Рахманинова, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, соч. 43; Румынская рапсодия ля мажор, соч. 11 №1 Джордже Энеску; рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром Мориса Равеля; «Испания», рапсодия для симфонического оркестра композитора Эммануэля Шабрие. Как рождается идея исполнения того или иного произведения, программы? Вы повторяете исполнение программ?
Анатолий Левин: Что касается программ, мы стараемся не повторять репертуар, а каждый раз создаем и играем новые концертные программы.
ЭВ: Если просмотреть Вашу биографию, то на протяжении всей творческой жизни Вы проявляете большой интерес к работе с молодежными оркестрами. Сложно ли взаимодействовать со студентами-исполнителями?
Анатолий Левин: Работа с молодежью увлекает меня. Юношеская неопытность компенсируется потрясающей энергетикой, упорством, пытливостью, желанием сыграть лучше, желанием состояться как музыкант и профессионал. Что дает порой непредсказуемый и прекрасный результат.
ЭВ: В 2007 году Вы возглавили Концертный симфонический оркестр МГК — оркестр профессионалов, и в этом же году выступили с Симфоническим Оркестром Йельского университета. Какие произведения были исполнены? Чем отличается российский оркестр от оркестра Йельского университета? Какие отличия, на Ваш взгляд, в восприятии музыки студентами российских вузов и студентами Йельского университета?
Анатолий Левин: Оркестр Йельского университета – интернациональный коллектив, в его составе входят студенты разных стран: Японии, Кореи, Китая, России, США. Это оркестр высокопрофессиональных музыкантов, высочайшего исполнительского уровня. Выступление с оркестром Йельского университета доставило мне истинное удовольствие. Мы исполняли сочинения Бартока и Прокофьева.
ЭВ: Если бы Вы имели любую возможность, как по мановению волшебной палочки, с какими известными исполнителями Вы хотели бы выступить в будущем? Есть ли такие исполнители, или Вы сыграли с теми, с кем хотели…
Анатолий Левин: Моя жизнь так сложилась, что я работал со многими замечательными солистами, прежде всего с Наталией Гутман, Элисо Вирсаладзе, с Михаилом Воскресенским и многими другими. И благодарен судьбе за это.
ЭВ: Анатолий Абрамович, какие произведения Вы планируете исполнить 1 декабря с оркестром Академического музыкального колледжа при МГК? Какая программа концерта?
Анатолий Левин: Студенты исполнят интересную и сложную программу. Мы сыграем «Прибытие царицы Савской» из Оратории «Соломон» Георга Фридриха Генделя, Adagio Марчелло для гобоя с оркестром», «Kol nidrei» Макса Бруха, «Ученик чародея» Дюка , Панораму из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, Лезгинку из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Маскани.
ЭВ: Большое спасибо за беседу. Новых творческих высот! И до новых встреч.